Введение к работе
Актуальность темы, В проблематике археологической науки все большее место занимает изучение истории производственной деятельности и материальной культуры. Актуальность исследования материального производства определяется тем, что в условиях ускорения темпов научно-технического прогресса, усиливавшейся стандартизации окружающих нас вещей они теряют свой национальный, специфический характер. Одни традиционные ремесла, потеряв свою практическую основу, исчезли, забылись, другие находятся на грани исчезновения. С выпадением отдельных элементов, явлений материальной культуры народа неизбежно происходит обеднение, схематизация его истории и культуры. С другой стороны, в последнее время в обществе заметно усилился интерес к истории, неизбегко приближается процесс осознания этносом уникальности своей культуры.
Воссоздание целостной картины истории материального производства народа невозможно без обстоятельного изучения отдельных его отраслей. Керамическое дело представляет собой одну из древнейсих сфер производственной деятельности человека, Исследования в области керамического производства дают широкие возможности уточнить особенности формирования этнокультурного облика народа, выявить культурно-исторические взаимосвязи его с другими народами. Изучением белорусской керамики занимались представители разных специальностей: этнографы, археологи, искусствоведы, касались этой темы историки. Тем не менее средневековая майолика и фаянс ХУЛ в. специально никем не исследовались, не определено их место и значение в керамическом производстве, не прослежены изменения в технологии, специфика ассортимента и оформления, не выделены особенности форм его организации на различных этапах развития.
Только в. последние полтор.' десятилетия в связи с развитием археологии позднего средневековья начался процесс накопления материала. Естесственно, что в литература эпизодически появлялись фрагментарные, часто повторяющиеся сведения. Главное внимание уделялось описанию отдельных коллекций изразцов, в том числе-и майоликовых. Не отрицая полезности и оправданности такого подхода на стадии накопления материала, все же заметим, что сама проблема производства майолики и Фаянса как предмета специального изучения даже не была поставлена. Теперь, когда имеется достаточный объем материала, это стало возможным.
Быборочность объектов изучения предшествующих исследований /в основном неполивная керамика раннесредневекового периода, изразцы/, хронологическая ограниченность, не позволяли дать всеобъемлющей характеристики белорусского гончарства. Детальные исследования в области отдельных видов рассматриваемого материала дадут во» зможность полноценно поедставять картину тазвития керамического искусства Беларуси, выявить связанность его с сбщзкультуиными и общеисторическими процессами, происходившими в обществе. Решение вопросов, затрагиваемых в данной работе, позволяет более глубоко посмотреть на проблемы взаимодействия и взаимозависимость сфер материальной и духовной культуры рассматриваемого периода, на характер взаимоотношение внешних влияний и местных традиций, а также в некоторой сте- ни меняет устоявшееся представление о месте керамики в быту и художественной культуре средневекового общества.
Цели и задачи. Данная диссевтация является первым исследованием, посвященным проблема развития производства майолики и фаянса в Беларуси на протяжении ХП—ХУШ столетий как целостного явления, как составной части материального производства, быта и духовной культуры. Предложенная тема предусматривает многие аспекты: воссоздание исторической картины данного производства и бытования рас сматриваемого матепиалав целом, развитие технологии, особенности художественного опошления изделий, периодизация истории ЇТООИЗВОД-ства, выяснение характера и направленности последовательных изменений, отличающих каждый период, решение -проблемы происхождения производства, раскрытие его структуры и сбыта продукции. Цель настоящей диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обощения имеющихся конкретных данных, в паевую очередь археологических, возможно более полно показать общую картину возникновения и развития производства майолики и фаянса на территории Беларуси, выявить основные тенденции этого развития.
В соответствии с целью исследования его основными задачами представляются следующие:
выделить основные этапы становления и развития производства майолики и "аянса в Беларуси;
определить состав и структуру материала на основе введения в научный обиход широкого круга аг/хеологических источников, создать классификационную схему основных технологических типов майоликовой продукции, определить хронологию последовательных изменений
в технологии;
- ь -
проанализировать специфіку ассортимента и орнаментальних композиций, поиемы декорирования, отличающие майолику и фаянс от других категорий керамической продукции;
показать своеобразие изделий средневековых белорусских мастеров;
дать общую характеюистику материально-технической бази проязво-іства, динамики его развития, а также установить относительный вровень технологического мастерства белорусских ремесленников.
Методика исследования. Основным методом исследования является историко-теоветическиЯ системный подход к апхрологическсму материалу и письменным источникам, предполагающий их комплексное изу-?ение в тесном взаимодействии с социально-экономическим фактооа-и развития пассматриваемого производства, с битовый укладом жизни народа, ее духовными и эстетическими основами. Составной ча-;тью этого метода служит историко-свавнительный анализ материала, 'Озволяющий рассматривать изучаемые явления в оазностооонних сопо-;тавлениях и аналогиях. Широко применялся фовмально-типологический яетод. Кроме того, по мене возможности привлекались методы естественных паук, в частности петоографическое исследование кеоамиче-жой основы, количественный спектральний анализ полпв, в отдельных :лучаях для обработки полученных данных применялись статистические «етоды.
Научная новизна и практическое значение наботн. Новое в ио-:ледовании заключается в том, что автором сделан комплексный яна-іиз широкого круга археологических материалов, в том числе и внешне введенных в обопот, систематизированных в историко-хроноло-ической последовательности согласно выявленным технологическим и гудо.жественным особенностям,создана и вводится в научный обиход слассификация основных технологических типов майоликовых изделий, іазработаиа датировка их как на фоне всей массы керамического ма-ериала, так и по сравнению с аналогичными изделиями из сопредель-lux и более отдаленных территорий, дана общая хавактеристика про-:зводства майолики и фаянса в историческом плане как целостного селения материальной и духовной культуры средневековой Беларуси. Іногие выводы диссертации важны для археологии позднего сведно-ековья, а также для оешени^ некоторых общеисторических вопоосов. !обганный автором фактический материал впервые позволяет во всей олноте охарактеризовать маГюлику как яркое явление белорусского ;екоративно-прикладного искусства и, таким образом, существенно асширяет представление о традиционной кетамике Беларуси. Розуль-
татн и вызолы диссертации могут послужить практическим пособием для определения и уточнения датировки слоя и памятников эпохи позднего средневековья. Они будут полезны при написании работ по истории материальной культуры и декоративно-прикладного искусства Беларуси периода феодализга, а также при разработке и оформлении музейных экспозиций по этой тематике. Содержание диссертации будет полазно в деле совершенствования творческой деятельности как народных мастеров, так и профессиональных художников, связанных с современник керамическим производством, что поможет разнообразить ассортимент и найти новые формы применения керамики в быту.
Аппобация работы. По теме исследования автором были сделаны доклады на следующих конференциях: "Заславльские чтения" /1988 г./, "Ьсебелорусі ія конференция историков" /Минск, 1993 г./.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. К ней прилагаются таблицы, содержащие результаты петрографического исследования керамики и количественного спектрального анализа полив, альбом иллюстраций и список использованной литературы.