Введение к работе
Актуальность темы заключается в изучении становления и развития узконаправленной формы камнеобрабатыващего производства к взаимосвязи с другими его формами, а также хозяйственно-бытовой деятельностью в разные периоды палеолита. Это такал же важная и первостепенная задача палеолитсведекия, как исследование проблем культурной принадлежности памятников, их хронологии, хозяйства древних людей и др. Ее реализации б немалой степени способствует изучение мастерских. Материалы данного типа памятников позволяют пе только воссоздать способы добычи сырья, технологические процессы первичного расцепления камня и изготовления орудий, но также внести существенные коррективы в сфере типологического и технологического анализа каченных изделий. Мастерские Восточной Европы, в отличие от аналогичных памятников Центральной Европы, иззаотиы и изучены в меньшей степени. Ни один из памятников не опубликован монографически ила более или менее полно и целенаправленно. Многие материалы известны лишь небольшому кругу исследователей. Отдельные памятники необоснованно возведены в ранг стоянок. Нот целевых программ поиска и исследования мастерских. Полностью нз разработана методика анализа их индустрии.
Целя л задачи. Главной целью настоящей работ является систематизация, описания и введений в научный оборот известных в настоящее время палеолитических мастерских па территории Восточной Европы. Для этого используются главные образом материалы муетьер-ских к позднепа^егвдтіпеекй*: гн-ятшпз подоОііого рода, открытых
и исследованных автором на территории Ростовской области, в бассейне Северского Донца. Привлекается также материалы разных районов России, а также Украины и Молдавии. Ставятся и другие задачи, в частности, разработка методики полевого исследования, технологического и типологического анализа каменных индустрии, критериев выделения и принципов классификации мастерских. Рассматриваются вопросы, связанные с особенностями развития этих памятников в ашеле, мустье и позднем палеолите и их происхождением. Кроме описания материалов проводится в большом объеме реконструкция отдельных производственных процессов и технологических приемов обработки камня.
Источниковедческая база. Ее основой являются материалы, полученные автором в ходе его 20-летних полевых исследований. Нами были изучены многочисленные коллекции каменных изделий, хранящиеся в музеях Санкг-Детербурга, Москвы, Киева, Минска, Кракова, Варшавы и Ханоя, а также институтах археологии Киева, Москвы и Институте истории материальной культуры (Санкт-Петербург). Широко также использованы литературные источники. Автор опирается на результаты естественно-научных исследований, проведенных геологами А.В. Зайцевым (г.Росгов-на-Дояу), С.В.Хруцким (г.Воронеж), палинологом Г.М.Левковской (ИШК РАН) и палеозоологом О.Р.Потаповой (ЗИН РАН).
Научная новизна состоит в том, что это первая обобщающая работа по палеолитическим мастерским Восточной Европы. На основе обширных фактических данных, а также оригинальных методических разработок показано, что мастерские являются отражением узко-направленной, специализированной формы камнеобрабатывающего производства. Мастерские рассматриваются не только как сугубо классификационное понятие, но и как реальная специфическая деятельность, свидетельствующая о разнообразных путях и динамическом характере их образования и функционирования. Используя комплексный подход, аз-гор разработал новую методику анализа каменных индустрии из мастерских, позволяющую вскрывать динамику и в определенной мере реальное содержание изучаемых изделий. С учетом новейших разработок в области морфологического и технологического анализа удачно проведены реконструкции разнообразных производственных процессов, касающихся обработки камня на мастерских.
Практическое значение работы состоит в том, что ее результаты будут способствовать усовершенствованию методики полевого исследования мастерских и анализа их индустрии. 'Изученные авторш памятники являются по сути дела этаюнами мастерских на территории Во-
сточной Европы, что дает основание для выделения их в других ее районах. Появилась также возможность функциональной переоценки некоторых памятников и отнесения их к числу мастерских. Материала диссертации можно использовать для написания обобщающих работ и составления музейных экспозиций, касающихся развития культуры на территории Европы в палеолите, и для подготовки лекционных курсов в учебных заведениях.
Апробация работы. Основные результаты исследования памятников, а равно принципы анализа археологических магериалов изложены автором в 40 научных публикациях. Кроме того, они многократно излагались в докладах и выступлениях на заседаниях отдела палеолита, а гакже на многих конференциях и симпозиумах как в СНГ, гак и за рубежом, в частности, на П Конгрессе ИНКВА в Москве, Симпозиуме в Кракове, на Ученом Совете в Институте археологии КОН (Халой) во Вьетнаме.
Структура и объем диссертации, диссертационная работа состоят из введения, семи глав, заключения, списка использованной литературы и альбома из 137 иллюстраций, представленных рисунками каменных изделий, чертежами и схемами.