Введение к работе
з
Актуальность темы. Традиции степной жизни способствовали тому стоятельству, что военное дело стало наиболее важным фактором в іщественной жизни кочевых племен. В связи с этим, изучеіше воинских льтов и ритуалов становится одной из актуальнейших проблем совре-:нной науки.
Война не могла не вызвать особого сакрального к себе отношения, «тому что это явлегаїе, когда человек оказывается на грани жизни и герти. Особенно ярко это отношение к войне и военным действиям разилось в словесном творчестве (героический эпос) и погребально->мтшалыюм обряде. На то обстоятельство, что устно-поэтические >рмулы отражаются в сюжетах художественного творчества и ритуальных оружеїшях, уже не раз указывалось в науке. Аналогичные поэтическим, лише" при этом возникают в ритуале и искусстве, но на своей знаковой широком смысле языковой) основе. В связи с этим, необходимо пізнать, что культово-помішальная воинская скульптура кочевых обществ ее иконография должна была иметь формульные параллели в роическом эпосе. Вызывает интерес факт сходства в иконографии ифских и древнетюркских изваяний, а также близкий качественный бор атрибутов древнеямных изваяний, оленных камней, скифской и евнетюркской скульптуры. Во всех этих культурных феноменах мы дим передачу образа человека лаконичной условной схемой. Очевидно, есь дело не в неумении и недостатке навыков. Эти факты должны уясняться близкими идеологическими представлениями заложенными в ваяниях. По нашему мнению, эти представления должны были отразить-в эпических произведеїшях. Выявить их возможно только в результате 'индексного изучения феномена каменных изваяний воинов в іахроническом аспекте культур кочевников Евразии, и его взаимосвязи с ушвами героического эпоса. В таком ракурсе данная проблематика в уке еще не рассматривалась.
Цель и задачи исследования. Автором поставлена цель исследования -іявить знаковое содержание изваяний воинов у древних и средневековых 'чевников Евразии.
Исходя из этой целі^, была предпринята попытка найти ответы на едующие вопросы: 1) случайны или закономерны аналогии в образительных канонах камегагых изваяний степной Евразии эпохи онзы, железного века и раннего средневековья?; 2) если эти аналогии не учайны, то чем их можно объяснить?; 3) правомерно ли сопоставление ионизированной иконографии изваяний (изобразительной формулы) с іфопозтическими формулами, которые являются обязательным рибутом всякого эпоса?
Для достижения данной цели было необходимо выявить словесные ігческие формулы, совпадающие по содержанию со значением :онографии каменных изваяний воинов. На этой основе можно шытаться оценить преемственность в изобразительной традиции епняков-скотоводов от древности до средневековья.
Хронологические рамки. Исследование охватывает обширный период
от появления воинских атрибутов на камешшх изваяниях в эпо энеолита - ранней бронзы до древнетюркских изваяний воинов ранне средневековья.
Территориальные рамки работы определяются целями и задачам стоящими перед автором, и охватывают пояс степей Евразии прилегающие к нему районы.
Источники. Диссертация написана на основании трех вид источников.
Археологические источники. Каменные изваяния степей Евразии связанные с ними культовые объекты (захоронения, оградки, балбалы т.д.).
Письменные источники. Сведения древних авторов о племенг населявших указанную территорию (Геродот, Ксенофонт, Луки; Самосатский и т.д.), китайские исторические хроники, древнетюркск рунические тексты.
Эпические и другие литературные произведения древни средневековых и современных народов (Ригведа, Илиада, Шахнак Нарты, тюрко-монгольский эпос и др.). К сожалению, эпических сказані этносов, создавших каменные изваяния евразийских степей , мы не знає Для восстановления сюжетов и мотивов, присущих этим литературнь произведениям, используются вышеуказанные источники. Поскольку авт не является специалистом-филологом, то при изучении восстановленні сюжетов и мотивов героического эпоса древних народов, мы часто буд< использовать анализ их лингвистами-профессионалами.
Научная новизна работы состоит в комплексном исследована разновременных каменных изваяний степных племен, в выявлении взаимосвязи с древними эпическими произведениями. Впервые предпр нята и попытка объяснения сходства иконографии изваяний воинов в к чевой среде на протяжении нескольких тысячелетий.
Методы исследования. В работе использован сравнительн исторический, структурно-генетический, типологический и семиотичесю методы.
Апробация результатов исследования. Основные положения рабо: апробировались на двух Региональных археологических конференції студентов и молодых ученых Сибири и Дальнего Востока (РАЭС Кемерово, 1995 г., Красноярск, 1997 г.), на XXXIV Международні конференции "Студент и научно-технический прогресс" (Новосибирс 1996 г.), Международной конференции студентов и молодых ученых (Кш 1996 г.), на научных семинарах кафедры археологии Кемеровско государственного университета и лаборатории Я.А. Шера в КемГУ.
Практическая ценность. Результаты исследования могут бы использованы при подготовке обобщающих работ по археологии степ» Евразии, при подготовке курсов лекций по археологии и семиотике, спецсеминарах и спецкурсах в университетах и пединститутах, и подготовке курсовых и дипломных работ по археологии Евразии.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех гл; заключения, списка источников и литературы.