Введение к работе
Актуальность темы. Вопросы становления и развития этнических общностей по праву считаются наиболее сложными во всей археологической проблематике. Изучение различных этапов развития древних обществ свидетельствует, что начиная с глубокой древности судьбы народов, населявших огромные регионы, были тесно связаны в исторических, культурных и этнических отношениях. Ряд процессов, в том числе и процессов этнического характера, зародившись на бескрайних степных просторах Центральной Азии и Сибири, оказали огромное влияние не только на судьбы населявших их народов, но и сыграли решающую роль в истории всей Евразии. Для степной полосы, в отличии от таежных зон, наиболее характерным явлением была достаточно резкая смена культурных традиций. Порой это приводило к исчезновению всего или почти всего комплекса культурных черт. Период средневековья не бил в этом отношении исключением. В результате постоянной борьбы на политической арене последовательно возникали могущественные государственные образования кочевников. Борьба сопровождалась значительными перемещениями этнических групп, исчезновением старых и Есзникнсвением новых геополитических образований, сглаживанием различий в их материальной и духовной культуре. В гигантском степном "тигеле" долгое время "переваривались" многие народы и это, казалось бы, оставляет мало надегкд на то. чтобы отыскать в полученном сплаве их исторические корни, выявить этнический облик. Однако многолетнее изучение средневековой истории Южной Сибири свидетельствует, что кочевые объединения проявляли достаточную устойчивость и жизнеспособность. Даже будучи разгромлены и рассеяны они довольно быстро возникали вновь.
На территории Среднего Енисея, являющейся частью обширного степного пояса, протекали процессы, оказавшие достаточно сильное влияние на формирование целого ряда современных тюркоязыч-ных народов. Это делает чрезвычайно актуальной проблему идентификации археологического материала с культурами определенных этнических общностей.
Цель и задачи работы, Целыэ данной работы является изучение процесса формирования основных этнических общностей на территории Среднего Енисег. в различные исторические эпохи средневековья. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: систематизация, обобщение и введение в научный оборот
!:.'
археологического материала їв первую очередь погребальных комплексов и отдельных погребений), по. ^ценного в результ.и'е собственных исследі^ательских работ и накопленного другими исследователями при раскопках средневековых памятников на территории Средне, э Енисея; реконструкция погребального обряда различных этнических групп срел"евекового населения, его эволюция и типология; определение этнического состава в і азличные исторические периоды; характеристика основных процессов и фак-тороЕ, влияющих на складывание этнической ситуации: этнокультурных, демографических, политических ' социальных; определение уровня этнического самосознания и его влияния на консолидацию отдельных этнических групп.
Хронологические рамки исследования охватывг. т период с VI по Х"1 вв. и целиком включают в себя средневековый период, выделенный в специальной сибюеведческой литературе. Несмотря на условность аналогий С европейской периодизацией,этот огромный отрезок времени выступает в истории народов Южной Сибири как единый и цельный этап. Основную роль в его выделении играют этнополитические критерии. Именно к VI в. относит большинство исследователей образование на территории Среднего Енисея союза кочевых племен в рамках единого средневекового государства.
С этих же позиций решается вопрос о верхней хронологической границе - XVI в. Появление первых русских отрядов в Сибири привело не только к складі іанию новой системы социально-политических отношений, но и положило начало новому этапу в этнокультурной истории сибирских нарог ^в. Попажение хана Кучума и і .эодвижение вооруженных отрядов казаков на восток послужили толчком для складывания качественно другой этнической ситуации практически во всех историко-культурных ареалах, в том числе на Среднем Енисее.
Территориальные рамки исследования вк,- очают в себя крупный регион Южной Сибири - бассейн рек Среднего Енисея и Верхнего Чулыма. Даяна^Т территория в настоящее время вхог'т в состав Красноярского края и Республики Хакассии и на протяжении длительного времени составляла одно целое, в смысле единства исторических судеб населявших ее коренных народов.
Крайний северо-западный руСЬж проходит в районе г.Ачинска, то есть до сі даего течения р.Чулым. Северная 'граница рассматриваемого района.определяется на уровне yev л рлАкгара. Вос-
'-, 2 ' ''." ': :'
точная граница пролегает в зоне контактов с племенами Прибайкалья и проходит по окраине канской степи. Шная граница идет по Западным Саянам, а западная доходит до верховьев р. Томи и ограничивается Кузнецким кряжем. "
Выделенные границы, большої" частью являлись зоной активных
контактов, хотя на некоторых направлениях имелись четко выра
женные естественные границы: на севере - таежные и болотные
районы, на востоке и юге - горная система Саян, на западе -
Кузнегкого Алатау. Таким образом, территориальные рамки имеют
как этнографические, так и природно-географи"еские обоснова
ния. w
Методологическую основу работы составляет ряд основных по-лож-пий, позволяющих рассмотреть этническую структуру средневекового населения как определенную систему, имеющую свое внутреннее содержание. При ее анализе внимание в первую оче-реді' уделялось погребальной обрядности как наиболее стойкому этническому показателю, позволяющему выявить этнический состав. Сопоставление археологического"материала с данными этнографии и письменных источников основано на структурном-анализе. Кроме этого в научном ^следовании примени/'-ісь традиционные методы: сравнительный, типологический и ретроспективный. Типология погребального обряда дает представление об этической структуре населения, а динамика позволяет судить о ходе этнических процессов, в том числе и таких, как демографические и миграционные, учитывались данные палеогеографии и ландшафтно- территориальной обусловленности этнических образований.
Материалы и источники исследования. В основу работы положены археологические, этнографические материалы, письменные данные, касающиеся не только население Среднего Енисея, но и всей Южной Сибири и Центральной Азии. Первичными для исследова»-ля являются материалы археологических раскопок средневековых па-' мятников прежде всего погребальных комплексов и отдельных погребений. Часть из них опубликована, другая содержится в архивах М РАН, ИММК РАН, Минусинского государственного музе. им. с
Н.М.Мартьянова. Значительная часть из опус-икованного в свое время материала достаточно vopomo известна' специалистам (раскопки В.В.Радлова, .В. Адрианова, И.^Кузнецова-Красноярского, С.А.Теплоухова). Ряд других опубликованы не были, анализировались лишь отдельные погребения и некоторые категорг' нахо-
док (раскопки "ЗШгйиоашіа, *ЕЛ>.Оедякиж>й, А.А.Гавриловен, М.П.Грязнова. Л.Р.Кызласова, Ю.С. Худякова, С.Г. Скобелева). Также в работу вошли материалы из самостоятельных раскопок автора.
Наряду с этим использованы данные письменных источников (китайские династические хроники, сочинения арабских и персидских историков и географов и древнетюркские рунические тексты).
Третьим основным видом проанализированных в работе источников являются этнографические сведения собранные и. опубликованные в разное время ( Д.Г.Мессершмидт, П.С.Даллас, И.И.Георги, И.И.Пестов, Г.И. Спасский, Н.В.Коотров, А.Кастрен, Н.Ф.Ката-нов, П.Е.Островский, Е.К.Яковлев, С.Д.Майнагашев, Л.П.Иотапоз, В.П. Дьяконова, Е.П.Тошако.ва, В.Я.Вутанаев и др.).
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ной впервые з сибиреведческои литературе обобщен, применительно к столь крупному историко-культурному региону и в таких хронологических рамках, значительный объем археологического, этнографического и исторического материала. Это касается как данных, накопленных исследователями в течении многих лет, так и введения в научный оборот ряда новых археологических источников, полученных автором в результате самостоятельных целенаправленных раскопок средневековых памятников (м.: Кек-оба, Куйбышево ІП, Чегерак I, Маркелов мыс 2, Мутная 1). Анализ существующего материала позволил осветить основные проблемы формирования населения Среднего Енисея в период с VI по XVI вз.
В настоящем исследовании впервые поставлен вопрос о свази прнродно-географических условий Среднего Енисея с социально-экологической, а в целом и с этнической стабильностью в данном регионе. В работе на основе единых методологических принципов проанализирован значительный по объему археологический материал и этнографические.сведения о погребальных обрядах, приведена их корреляция.
Практическое значение. Материалы,и выводы диссертации могут быть использованы в трудах по археологии и истории Сибири к Дентрааьной Азии, при составлении обобщающих работ, курсов лекций, учебников, краеведческой и проногандистской работе по вопросам выяснения исторических предпосылок нынешних межнациональных 'отнсгаений, развития национального ^амосогнания..сибирс-
ких народов.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены автором в доклсч.ах на археологических семинарах ч конференциях: г. Новосибирск (1986-19Ю), г. Омск (1988), г. Красноярск (1989), і. Томск (199С,, г. Бишкек (1991).Диссертация обсуждалась на заседании сектора археологии бронзы и железного века Института археологии и этнографии СО г"\н.
Структура работы. Диссертация представлена в трех томах. Первый том включает основной текст и состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний, списка использованной литературы, и списка сокращений. Второй и третий тома содержа" описания археологических источников, таблицы, иллюстрации и чертежи.