Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мавзолей Цинь Шихуанди как комплексный археологический памятник Хачатурян Ольга Анатольевна

Мавзолей Цинь Шихуанди как комплексный археологический памятник
<
Мавзолей Цинь Шихуанди как комплексный археологический памятник Мавзолей Цинь Шихуанди как комплексный археологический памятник Мавзолей Цинь Шихуанди как комплексный археологический памятник Мавзолей Цинь Шихуанди как комплексный археологический памятник Мавзолей Цинь Шихуанди как комплексный археологический памятник
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хачатурян Ольга Анатольевна. Мавзолей Цинь Шихуанди как комплексный археологический памятник : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.06 / Хачатурян Ольга Анатольевна; [Место защиты: Ин-т археологии и этнографии РАН].- Красноярск, 2009.- 272 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/182

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. История изучения и основная проблематика исследования мавзолея Цинь Шихуанди (как археологического памятника) 11

Глава II. Циньские погребальные памятники 38

1. Циньские погребения до династической эпохи 38

2. Погребальная архитектура мавзолея Цинь Шихуанди 52

Глава III. Погребальный инвентарь из мавзолея Цинь Шихуанди 71

1. Погребальные фигуры 71

2. Керамическая посуда 76

3. Изделия из металла и камня 81

Глава IV. Комплекс вооружения циньской эпохи (по материалам мавзолея Цинь Шихуанди) 88

1. Защитное вооружение 89

2. Оружие ближнего боя 108

3. Оружие дистанционного боя 125

4. Конский убор и боевые колесницы 136

Заключение 755

Библиографический список 169

Список сокращений 219

Приложение

Введение к работе

Исследование мавзолея Цинь Шихуанди с позиций комплексного подхода и сопоставительного анализа (как в синхронном, так и в диахронном аспектах) позволяет проследить формирование локальной культуры в рамках общей культурной традиции, показать механизмы этого формирования и выделить факторы, определившие особое место циньской субкультуры в развитии древнекитайской цивилизации Для этого мавзолей должен быть рассмотрен как единый археологический комплекс Компаративистский подход расширяет границы исследования циньского феномена, которые охватывают одновременные археологические культуры Центральной Азии

Актуальность темы основана на ключевом положении циньской субкультуры в китайской истории Она аккумулирует в своем составе достижения отдельных чжоуских царств и многих сопредельных народов (башу, жунов и ди) и тем самым создает фундамент для формирования нового качества становления культуры императорского Китая Археологические находки позволяют проследить этот процесс на конкретных материалах, например, комплекса вооружения, который постоянно совершенствовался

Еще один момент, определяющий актуальность, связан с популярностью мавзолея Цинь Шихуанди, который относится к числу наиболее известных древних памятников в мире Благодаря передвижным выставкам, сюжетам в СМИ, голливудским фильмам, компьютерным играм терракотовые воины превратились в символ достижений китайской археологии Однако известность достигается за счет отказа от детального рассмотрения всех сторон уникального памятника Так, не только широкая публика, но и некоторые ученые отождествляют «загробную армию» с гробницей Цинь Шихуанди, хотя она еще не раскапывалась Ошибки постоянно тиражируются, создавая неверное представление о памятнике и эпохе в целом Привлечение археологических источников позволит развенчать ряд мифов, утвердившихся не только в популярных статьях и фильмах (например, стремена у циньской кавалерии), но и в научных изданиях К примеру, в «Истории Древнего мира» (1989) утверждалось победе Цинь способствовало введение железного оружия, которое было «привилегией царских воинов», что не соответствует археологическим фактам Введение в научный оборот большого объема хорошо классифицированного и точно датированного материала (210 г до н э - год смерти и погребения Цинь Шихуанди) позволит использовать его для интерпретации и хронологии памятников бесписьменных культур, сопредельных Циньской империи, и, в частности, хунну, с которыми велись затяжные войны. Процесс формирования циньской субкультуры также тесно связан с развитием тибетских племен

Объектом исследования данной рабогы является материальная культура Древнего Китая на этапе становления централизованных империй Такой аспект

\ 3

предполагает не только привлечение всех доступных археологических материалов, но и письменных сочинений, определявших и описывавших имперскую идеологию, которая, в свою очередь, влияла на развитие материальной культуры Предметом исследования определен мавзолей первого китайского императора Цинь Шихуанди, рассмотренный как комплексный археологический памятник Последовательное осуществление такого подхода установлено в качестве цели исследования, реализация которой предполагает решение следующих задач

критический обзор предшествующих работ, определение наибочее актуальных направлений поиска,

фиксация и классификация всего объема находок на территории мавзолея,

выделение архитектурно-строительных аспектов погребальных сооружений,

- типологический анализ различных категорий вооружения и выявление
их связи друг с другом в рамках единого комплекса,

- сравнение полученных данных с материалами додинастического
периода Цинь, корреляция конструкции и инвентаря мавзолея с
аналогичными памяїниками эпохи Чжоу и Хань,

- сопоставление с материалами других субкультур чжоуской эпохи и
смежных центральноазиатских культур

Это позволило представить процесс формирования циньской локальной культуры и ее синтетический характер, тесную связь с прото тибетскими и иными кочевыми племенами, взаимодействие с другими локальными культурами эпохи Чжоу, что стало важным моментом в становлении ханьского этноса

Историографический обзор, выделенный в особый раздел, обнаружил значительные лакуны в интерпретации материалов, что дополнительно обуславливает научную актуальность нашего исследования Привлечение массива археологических данных по додинастическому периоду позволило обосновать важную роль циньской культуры в истории китайской цивилизации Особое внимание уделяется контактам Цинь с народами горных и степных районов Центральной Азии (окупами, ди, хунну) Этому способствуют детальные оружиеведческие изыскания, экскурсы в историю костюма и колесного транспорта Особого изучения заслуживает феномен погребальной пластики в сопоставлении с каменными изваяниями кочевых народов Этнологические интерпретации уточнили влияние Цинь на ранние этапы формирования тибетского этноса Совокупность перечисленных характеристик позволяет определить исследование мавзолея Цинь Шихуанди в качестве одной из приоритетных задач отечественного китаеведения

Основной методологией в изучении мавзолея Цинь Шихуанди является системный подход, в соответствии с которым все находки на территории

памятника рассматриваются как взаимосвязанные составляющие (подсистемы), образующие единый комплекс и определяющие его новое качество В свою очередь, составные части этой макросистемы также могут рассматриваться как системы с собственными взаимодействующими элементами, что наиболее ярко прослеживается на примере комплекса вооружения Для выявления процессов развития циньского общества применялся историко-сравнительный подход В качестве методики для этнологических интерпретаций используется ретроспективный подход, для антропологических материалов - морфологический и палеогенетический анализы, которые указывают на неоднородность расового состава циньцев Существенное значение имело использование методических приемов оружиеведения, разработанных в трудах отечественных ученых и, прежде всего, Ю С Худякова (1980, 1986), который определил принципы типочогии и терминологию для различных категорий оружия, а гакже показал их сочетание в рамках единого комплекса В то же время фигуры терракотовых воинов также относятся к сфере искусства, поэтому в их изучении отчасти используется метод стилистического анализа, принятый в искусствоведении

Территория изучаемого памятника составтяет ок 60 кв км в уезде Линьтун пров Шэньси, где получены основные материалы, аккумулировавшие достижения древнекитайской цивилизации той эпохи Однако территориальные рамки исследования в целом, потребовавшего привлечения сопоставительных материалов, распространяются на весь ареал чжоуского конгломерата государств, занимавшего большую часть территории материкового Китая, с особым вниманием к циньскому домену в рамках современных провинций Шэньси и Ганьсу Проводились также аналогии с кутьтурами сопредельных регионов Центральной Азии Хронологические рамки исследования не ограничиваются периодом строительства мавзолея или существования Циньской империи (221-207 гг до н э) Для изучения памятника в исторической перспективе привлекались данные со времен создания государства Цинь (первая половина IX в до н э) и до правления первых императоров династии Западная Хань (II в до н э), при которых активно усваивался и переосмыслялся циньский опыт во всех сферах деятельности (политика и идеология, военное дело, погребальный обряд и т д )

Источниками для написания работы послужили, прежде всего, публикации полевых отчетов о раскопках мавзолея и смежных памятников в китайских специализированных журналах Привлекались публикации музейных коллекций и каталоги выставок, а также материапы обзоров и аналитических статей китайских авторов, что позволило дополнить источниковую базу, при их интерпретации мы руководствовались концепцией «вторичных источников», сформулированной Г Я Смолиным (1987) Для интерпретации использовались данные письменных источников («Ши цзи», «Сунь-цзы», «Хань шу», «Хань цзю и», «Шуи цзин чжу», «Сань фу хуанту»

и др) в переводах на русский, английский или современный китайский языки, при необходимости осуществлялась сверка перевода с первоисточником Привлечение сетевых ресурсов на официальных сайтах Китайского информационного Интернет-центра, Агентства Синьхуа, Института археологии АОН КНР и др дало возможность оперативно ввести в научный оборот важные сведения, хотя данные Интернет неодинаковы по качеству и часто нуждаются в дополнительной проверке Для оценки источников использовались наблюдения автора при осмогре экспозиций в Музее терракотовых фигур, Шэньсийском историческом музее, Музее ханьского мавзолея Яшин, где была сделана серия рабочих фотографий Для подбора иллюстраций мы обращались к электронным базам данных китайских музеев

Научная новизна состоит в том, что впервые в отечественной литературе детально представлены процесс формирования циньской локальной культуры и ее синтетический характер, тесная связь с прототибетскими и другими кочевыми племенами В оборот российской науки вводится большой объем новых данных по материальной культуре Китая I тыс до н э (с учетом ранних циньских памятников) для использования в последующих археологических и востоковедных работах С конца 1970-х гг количество полевых исследований и публикаций, посвященных мавзолею Цинь Шихуанди, возрастает лавинообразно, причем новые открытия изменяют или уточняют сложившиеся представления Наиболее интересные результаты публикуются на китайском языке и нередко только в местных изданиях, что создает проблему их доступности Поэтому без такого обобщения разработка частных историко-культурных вопросов недостаточно результативна Привлечение всей совокупности археологических находок, сравнение их с письменными и эпиграфическими источниками обеспечивает источниковедческий синтез, повысив надежность результатов исследования

Полученные данные по материальной культуре Цинь, обосновывающие особое место этого периода в истории Древнего Китая, имеют практическую значимость для социально-экономических и этнокультурных реконструкций, хорошо датированные циньские комплексы моїут использоваться в качестве надежных реперов при определении хронологии археологических культур на сопредельных территориях Обобщенные данные по мавзолею Цинь Шихуанди могут быть использованы в курсах лекций по древней истории и археологии Восточно-Азиатского региона

Основные результаты исследования прошли апробацию в докладах на конференциях различного уровня VII междунар конф «Федоровские чтения» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2005), всерос конф «Молодежь и наука» (Красноярск, СФУ, 2007), XLIV и XLVI междунар конф «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, НГУ, 2006, 2008), XXV междунар конф «Источниковедение и историография стран Азии и Африки» (Санкт-Петербург,

СПбГУ, 2009) и др Опубликовано 14 научных работ по теме исследования, в т ч три работы в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований Автор также является ответственным исполнителем по проекту РГНФ 09-01-00321а, посвященному изучению мавзолея Цинь Шихуанди Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедр всеобщей истории и отечественной истории Красноярского государственного педагогического университета им В П Астафьева

По структуре работа подразделяется на введение, четыре главы и зактючение В приложения включены хронологическая таблица правитетей Цинь, библиография из 366 публикаций (в т ч 201 - на китайском языке) и альбом шпюстраций из 57 рисунков

История изучения и основная проблематика исследования мавзолея Цинь Шихуанди (как археологического памятника)

Династия Цинь вошла в историю Китая как одна из самых непродолжительных по времени. С момента объединения страны в единую империю в 221 г. до н. э. и до ее окончательного краха в 207 г. до н. э. прошло неполных 15 лет, однако ее влияние прослеживалось на протяжении многих столетий. Империя была, по сути, державой одного человека — Цинь Шихуанди; вскоре после его смерти рухнуло и созданное им государство. Поэтому история Цинь тесно переплетена с подробностями жизни и смерти Первого императора. Разумеется, он опирался на деятельность предшествующих правителей. Основание династии Инов (родовая фамилия правителей Цинь в рамках конгломерата чжоуских княжеств и царств) датируется первой половиной IX в. до н. э., когда Фэй-цзы получил земли на западе и стал править под именем циньского Ина; его сын уже имел титул хоу и правил с 857 по 848 гг. до н. э. и т. д. (см.: Приложение 1).

В IV в. до н. э. Цинь добивается наибольшего могущества среди «семи героев» — наиболее сильных царств Древнего Китая, ведущих ожесточенную борьбу друг с другом. Расположенное в плодородном бассейне р. Вэйхэ, оно отличалось богатством природных ресурсов и выгодным географическим положением. Будучи защищенным естественными рубежами (р. Хуанхэ и горными хребтами) от вторжения соседних царств с востока, Цинь вместе с тем занимало удобную стратегическую позицию для наступления как на царства среднего течения Хуанхэ, так и на пограничные племена, торговля с которыми являлась важным источником обогащения государства.

Одной из причин его усиления были проведенные Шан Яном политико-административные, финансово-экономические и военные преобразования, которые придали царству Цинь черты централизованного военно-бюрократического государства. После захвата Сычуани и осуществления здесь крупных оросительных работ Цинь обеспечило себе добавочный источник сельскохозяйственной продукции. В конце IV в. до н. э. были захвачены верхнее течение р. Ханьшуй (юг Шэньси) и запад Хэнани, где войска Цинь вплотную столкнулись с царствами Чу, Вэй и Хань. Центральные царства постепенно теряли свои территории. В 278 г. до н. э. Цинь захватило столицу Чу - г. Ин, развалив противостоявшую ей коалицию.

Вскоре последовала война циньского царства с Чжао. Однако хотя Цинь и расширило свои владения за счет других царств, они еще оставались достаточно сильны. В 241 г. до н. э. царства Вэй, Хань, Чжао и Чу заключили против Цинь новый военный союз, но и их соединенные войска также потерпели поражение. Кроме них, Цинь противостояли еще Янь и Ци — всего шесть царств. В 238 г. до н. э. на циньский престол взошел молодой правитель Ин Чжэн, которому удалось разбить всех своих противников поодиночке, захватывая одну территорию за другой в течение семнадцатилетних непрерывных войн. В 221 г. Цинь завоевало последнее самостоятельное царство Ци на Шаньдунском полуострове. После этого Ин Чжэн принял совершенно новый титул высшей власти —хуанди (император), войдя в историю Китая как Цинь Шихуанди. Столица царства Цинь, г. Сянъян на р. Вэйхэ, была объявлена столицей империи.

Цинь Шихуанди не ограничился покорением древнекитайских царств. Он продолжил экспансию на севере и юге страны. Им были предприняты походы против сюнну, захваты государств Намвьет и Аулак в Южном и Северо-Восточном Вьетнаме. Таким образом, завоевания и колонизация стали лейтмотивом всей внешней политики Первого императора, что требовало особого внимания к подготовке и вооружению армии.

Политическая и социально-экономическая история Цинь детально изучена в мировой историографии [Bodde, 1938; Ян Куань, 1956; Pokora, 1967; Cotterell, 1981; Линь Цзяньмин, 1981; Ма Фэйбай, 1985], особо следует выделить труды ведущего специалиста по истории и философии Древнего

Китая Л.С. Переломова [Переломов, 1962; Переломов, 1973; Переломов, 1974]. Ему же принадлежит и детальное исследование идеологических предпосылок формирования империи - легизма в его наиболее тоталитарной ипостаси, изложенной Шан Яном [Книга правителя.., 1994]. В то же время огромный пласт новых материалов, полученных при раскопках мавзолея Первого императора, позволяет существенно дополнить и уточнить культурную и военную историю Цинь.

Монументальное сооружение привлекало внимание ученых на протяжении многих столетий. Очевидно, самым первым произведением (из дошедших до нас), содержащим описание мавзолея, стало «Ши цзи» великого историка древности Сыма Цяня (родился примерно в 145 г. до н. э.); развернутые цитаты из его «Исторических записок» приводятся далее в соответствующих разделах. О могиле писал также известный ханьский литератор Лю Сян (77-6 гг. до н. э.), который утверждал: «С древности никого не хоронили с такой роскошью, как Цинь Шихуанди». В «Хоу Хань шу», составленной Фань Е (398-445 гг.), в главе «Цзисы чжи» («О жертвоприношениях») упоминаются наружные постройки возле могилы. В позднеханьском сочинении «Сань фу гуши» уточняется, что внутри могилы Первого императора располагались сосны и кипарисы, а также другие деревья, вырезанные из нефрита и камня; утки и журавли, а также другие животные, сделанные из золота и серебра. В раннесредневековом географическом памятнике «Сань фу гу ту» упоминаются каменные скульптуры единорогов-цилиней, стоявшие на вершине холма (цит. по: [Ян Куань, 1956. С. 106-108]).

Погребальная архитектура мавзолея Цинь Шихуанди

Особенности погребальной архитектуры мавзолея следует рассматривать в контексте общего развития архитектурного искусства Китая, в котором циньский этап занимает важное место. Одна из первых периодизаций была создана под влиянием западного подхода, а именно согласно схеме немецкого искусствоведа XVIII в. Иоаганна Винкельмана для хронологии искусства и архитектуры античной Греции. Ее предложил в 1934 г. Ли Вэйинь, выделив три основных этапа: начало, расцвет и упадок (см.: [У Хун, 2007]. Лян Сычэн выделял шесть этапов в истории традиционной архитектуры: первобытный, период Хань, период Вэй, Цзинь Северных и Южных династий, период Суй и Тан, период Пяти династий, Ляо и Цзинь, период Юань, Мин и Цин [Лян Сычэн, 1988]. Это стандартный вариант китайской периодизации, когда в качестве основы берется династический принцип [Гэ лиши.., б. г.].

В период неолитических культур формы простейших искусственно созданных жилищ включали землянки и полуземлянки, следы которых выявлены в слоях культур VI-V тыс. до н. э. в бассейнах Хуанхэ и Янцзы, а также возникающие практически в тот же период наземные постройки (без фундамента) и свайные конструкции. Жилое пространство стало варьироваться от единого общего помещения к нескольким, разделенным стенами. В древнейший период появились характерные для китайской архитектуры деревянные балочно-стоечные конструкции, использование глины, смешанной с травой («самана») для возведения стен, техника соединения деревянных деталей с применением пазов и выступов («суньмао»). С возникновением построек дворцового типа при легендарной династии Ся (XXI—XVI вв. до н. э., по традиционной хронологии) были заложены основные принципы их планировки. В эпоху Шан-Инь (XVI-XI вв. до н. э.) происходил синтез строительных традиций севера и юга страны. В период со второй половины XI по первую треть VIII в. до н. э. при правлении династии Чжоу применяли уже вполне сформировавшуюся систему деления построек в соответствии со статусом их обитателей, планировка получила идеологическое обоснование и стала более строгой, возросло число типов строений. К периоду Чуньцю (VIII—V вв. до н. э.) и

Чжаньго (V—III вв. до н. э.) развитие экономики и культуры привело к формированию сети дорожного сообщения и появлению множества поселений городского типа.

Удельные правители усиливались и отстраивали свои столицы с небывалым размахом, возводя богатые резиденции (см.: [Шевченко, 2007. С. 47-57]. В качестве примера можно привести данные по городищу Линьцзы на территории провинции Шаньдун, где находилась столица царства Ци. Именно это богатое царство оказало наибольшее сопротивление циньскои экспансии и последним из шести государств прекратило существование в 221 г. до н. э. По сведениям «Чжаньго цэ» («Планы Сражающихся царств»), в период правления Сюань-вана (342-324 гг. до н. э.) там насчитывалось 70 тысяч дворов и проживало 210 тысяч душ мужского пола; это был самый процветающий город Китая. Городище расположено на западном берегу реки Цзыхэ, состоит из двух частей, окруженных стеной из утрамбованной земли. В юго-западной части находится Малый город - дворцовый комплекс, прямоугольный в плане, вытянут по оси север-юг (2,2 х Г,4 км); ширина оборонительной стены в основании 20-30 м; в центре южной стороны двое ворот, с трех других сторон по одному проходу; вокруг стены ров шириной 13-25 м, который соединяется с рекой Нихэ. Выявлены три улицы, ведущие к воротам, водоотвод с каменной вымосткой. В северной части - овальная платформа из утрамбованной земли (длина с севера на юг 86 м, высота 14 м), на которой размещались дворцовые здания. Там же располагались мастерские (в том числе по отливке монет), находившиеся под управлением центральной администрации. Большой город - прямоугольный в плане (4,5 х 4 км); с двух сторон огражден рвом шириной 25-30 м и глубиной более 3 м; с двух других сторон - реками Цзыхэ и Нихэ. Выявлено по два прохода в южной и северной стенах и по одному - в восточной и западной. Зафиксировано семь улиц, которые вели к воротам, между ними не меньше 10 жилых кварталов, расположенных в шахматном порядке. В этой части города находились дома чиновников и простолюдинов, в южном районе административные здания, в северо-восточной и центральной частях -своеобразная древняя «промзона», включавшая железоделательные, бронзолитейные, косторезные мастерские; к ним примыкали торговые кварталы [Юй Вэйчао, 1998; Чжунго каогусюэ, 2004. С. 248-251]. Таким образом, в эпоху Чжаньго окончательно оформились как особые составляющие в градостроительстве «закрытые города» правительственной резиденции, объединявшие величественные дворцовые постройки на платформах с соответствующими службами, так и кварталы для простого люда с тесной застройкой, с которыми непосредственно связаны промышленные и торговые районы.

С образованием империи Цинь (221-207 гг. до н. э.), объединившей огромную территорию прежде самостоятельных царств и с проведением реформ, направленных на унификацию мер и стандартов в самых разных областях, наступил первый период расцвета строительного дела, включивший в себя, помимо Цинь, династии Хань (202 г. до н. э. - 220 г. н. э.), Вэй (220-265) и Цзинь (265-316).

В период первого объединения страны повсеместно распространились главные принципы строительства, в начальном виде сформировавшиеся уже при династиях Шан и Чжоу: ансамблево-дворовый тип застройки, симметричная планировка, деревянная стоечно-балочная конструкция, основные конструкционные части отдельных строений, крыши больших объемов. Резьба и роспись, планировка в ее регулярности отражали этические представления и статусные моменты, что получило развитие в последующие эпохи.

В столице Цинь возводились копии уничтоженных дворцов покоренных княжеств. По свидетельству Сыма Цяня, «каждый раз, когда Цинь сокрушало власть какого-либо из владетельных князей, [циньский вон (титул ван Цинь Шихуан носил до провозглашения себя императором. -О. X.) приказывал] зарисовать устройство его дворца и строить [подобный же] дворец на возвышенности к северу от Сяньяна, так, чтобы дворец этот был обращен к югу - к реке Вэй. [Поэтому] от Юнмэня на восток вплоть до рек Цзиншуй и Вэйшуй [всюду высились] дворца и дома, соединенные переходами поверху и понизу и огороженными дорогами.

Изделия из металла и камня

Ритуальные бронзовые сосуды в Цинь по форме и орнаменту в основном соответствовали чжоуским традициям, но при этом они менее разнообразны и изысканы в сравнении с сосудами из других чжоуских царств. Как указывалось в предыдущей главе, в циньских погребениях также использовалась система «ле-дин»; пока найдены комплексы с пятью и тремя триподами дин, хотя для ранга гун и, тем более, ван их должно было быть семь или девять. Очевидно, часть сосудов была похищена грабителями. Для циньской ритуальной бронзы характерен ряд особенностей, на существование которых указывал еще в 1950-х гг. Ли Сюэцинь [1957]. Характерные циньские черты - дин с особенно мелким туловом и ножками «словно звериные лапы». Начиная с раннего Чжаньго, исследователи отмечают выраженную тенденцию к уменьшению размеров бронзовых сосудов, что является одной из отличительных черт циньского комплекса [ХаньВэй, 1981].

В поздний период Чжаньго (конец IV—III вв. до н. э.) появляются специфические для Цинь сосуды моу и сосуды ху «в форме головки чеснока» [Li Xueqin, 1985. P. 226]. Сосуд моу представляет собой кувшин с круглым дном, расширенным устьем с намеченным сливом и круглой ручкой с одного бока. У него нет аналога среди циньской и в целом чжоуской керамики; сходные сосуды находят на памятниках позднего Ба (см., напр.: [Ван Юпэн, 1984. С. 20]), но там они, возможно, появляются под влиянием Цинь. В то же время близкие по форме керамические сосуды часто встречаются на памятниках скифского времени на территории Синьцзяна: Айдинху, Улабо, Алагоу и др., датированных периодом VI—IV вв. до н. э. (см.: [Си юй.., 2003. С. 23-25, рис. 3, 5, 12, 18, 21 на С. 33]); сходные кувшины, но с уплощенным дном находят и на памятниках культуры шацзин, которая датирована в пределах IX—V вв. до н. э. и предположительно связана с племенами юэчжей [Се Дуаньцзюй, 2002. С. 215, 218]. Это сходство можно рассматривать как еще одно указание на устойчивые связи Цинь с кочевыми культурами Северо-Запада.

Использовали циньцы и трофейные бронзовые сосуды. Пример, как известно, показал Чжаосян-ван, который захватил «принадлежащие Чжоу драгоценные сосуды и девять треножников» [Сыма Цянь, 1975. С. 50]. Случались и более сложные варианты, как это демонстрирует находка в позднециньском захоронении в Гаочжуан. Найденный там (вместе с сосудами моу и ху «в форме головки чеснока») бронзовый дин с крышкой был изготовлен в государстве Чжуншань в 309 (или 308) г. до н. э., после разгрома которого царством Чжао в 296 г. до н. э. попал в руки победителей, а в конечном счете после захвата последнего Цинь в 222 г. до н. э. оказался в руках одного из циньских сановников [Шан Чжижу, 1980].

Что касается мавзолея Первого императора, то до последнего времени там не находили ритуальных сосудов. Можно полагать, что их большая часть сосредоточена в пока не раскопанном подземном дворце. Четыре бронзовых сосуда {янь, моу, и, шаб) нашли при раскопках погребений знати в

Шанцзяоцунь. Однако бронзовые сосуды могли иметь не только чисто ритуальный характер. При раскопках «конюшни» в том же районе Шанцзяоцунь нашли металлический кувшин с выпуклым туловом и округлыми плечиками и такое же блюдо с невысоким бортиком и парой ушек; они мало отличались от многочисленных керамических сосудов и, очевидно, также предназначались для кормления лошадей (возможно, самых элитных, императорских). Однако самый большой из найденных на сегодняшний день сосудов дин связан не с ритуалом, а с развлечением. Вполне традиционный для Цинь бронзовый трипод на низких ножках «с копытами» и двумя массивными ушками весом 212 кг был найден в одной яме с терракотовыми фигурами циркачей, где размещался на особой деревянной подставке. Демонстрация силы путем поднятия тяжестей, включая и ритуальные треножники (упражнение называлось «ган дин» и подразумевало поднятие вверх сосуда, взятого за ушки), была широко распространена в Древнем Китае и пользовалась особой популярностью в Цинь. Именно там в период Чжаньго жил знаменитый силач У Хо, который якобы мог поднять сосуд весом в 500 кг [Чжунго гудай тиюй, б. г. С. 42].

В ямах с терракотовыми фигурами, помимо оружия и предметов упряжи (которые исследуются в следующей главе), находят очень немного мелких бытовых предметов и украшений из бронзы. Трудно сказать, использовались ли они для дополнительного украшения отдельных статуй, либо принадлежали строителям комплекса, или даже грабителям. То же относится и к найденным в этих ямах железным орудиям труда.

В яме № 1 найдено два колокола юн без язычка, с овальным сечением и дугообразно вогнутым нижним краем. Общая высота 27 см, вес 2,3 кг, внешняя поверхность украшена узором, композицию которого A.M. Чистякова определяет как «дракон куй и феникс» и относит к эпохе бронзы [Чистякова, 2007. С. 14]. Возможно, колокола были изготовлены в более ранний период или данная композиция сохранялась и в раннем железном веке. Их раздельно нашли возле колесниц, на которых они, скорее всего, были установлены как сигнальные. Там же возле колесниц нашли остатки двух барабанов. Их деревянное кадло сгнило, но сохранились остатки лакового и красочного покрытия, а также три бронзовых обруча. Судя по этим остаткам, барабаны были невысокие (высотой 12 и 9 см, соответственно), бочонковидной формы, наибольший диаметр 68 и 70 см. Они также использовались для подачи сигналов [Цзян Цайфань, 1987]. В той же яме найдены одна застежка, одна пряжка (прямоугольная с фиксированным язычком), два простых колечка (щиток немного раскован), две поясные обоймы и несколько пронизок.

Оружие дистанционного боя

Мечом называется вид наступательного оружия с прямым обоюдоострым клинком, предназначенным для нанесения как колющих, так и рубящих ударов, в длину более 60 см. Мечи длиной от 60 до 70 см мы относим к коротким и пригодным в основном для пешего боя. Мечи длиной 70-90 см можно считать оптимальными по размерам, универсальными, одинаково удобными для рубки с коня и в пешем строю. Длина от 90 см и более характерна для всаднических мечей. Но, кроме рубки, мечи часто использовались и для колющего удара.

Помимо чисто тактических условий, на размеры меча должны были влиять и индивидуальные особенности заказчика или покупателя. Длина меча обусловливалась также и проблемой безопасности: ведь меч, как и любое другое клинковое оружие, является не только оружием атаки, но и парирующим, защитным оружием, преграждающим путь оружию противника. Поэтому длинный меч держал противника на большем расстоянии. Вместе с тем размеры его, а соответственно и вес зависели и от манеры фехтования. Огромное влияние на признаки меча оказывал характер оборонительного вооружения, распространенного в том регионе, где применялся тот или иной тип меча [Горелик, 1993. С. 28].

В Китае бронзовые мечи появляются в середине I тыс. до н. э. Они представляли собой прямое развитие длинных кинжалов «восточночжоуского» типа, которые были приспособлены не ТОЛЬКО ДЛЯ колющего, но и для рубящего удара. Можно предположить, что процесс удлинения клинка, превратившего кинжал в меч, произошел в царстве Чу,,. поскольку именно на его1 территории сосредоточено большинство находок мечей (Рис. 45).

Ранние мечи от предшествовавших им кинжалов отличаются только размерами, их длина составляет 60-80 см. Рукоять чаще, чем у кинжалов, имеет несколько «надетых» на нее горизонтальных дисков, которые обкладывались толстым слоем шелковой ваты, обматывались тканью и обвязывались шнуром для удобства использования. Так, на колеснице № 2 у возницы за пояс воткнут короткий меч «восточночжоуского» типа, на рукояти которого имеется пять дисков. Мечи имеют плоские подпрямоугольные перекрестия, обычно с закругленными верхними углами, прямоугольным вырезом на верхнем крае и подтреугольным выступом на нижнем. Клинок часто имеет более узкую нижнюю треть, которая плавно переходит в верхнюю часть.

К концу IV и особенно в III в. до н. э. в развитии китайских мечей происходят существенные сдвиги. Увеличивается длина клинка (до 100 см). Клинки становятся уже, удлиняется рукоять, чтобы можно было действовать мечом двумя руками. Длинные мечи конца периода Чжаньго держались на портупее при помощи скобы, но теперь из-за длины меча не затыкались за пояс, а привешивались к специальному ремешку, пришитому одним концом к поясу.

Мечи Китая циньского периода продолжили эту традицию. На месте раскопок мавзолея императора Цинь Шихуанди было найдено несколько экземпляров этого оружия и отдельных фрагментов, выполненных из бронзы. К концу III в. до н. э. уже существовали железные мечи, но подобных образцов на памятнике не обнаружено.

Было выделено семь наиболее сохранившихся экземпляров, пять из которых были обнаружены непосредственно в раскопе № 1 и два - во втором раскопе. Все мечи по сечению клинка относятся к двум группам -ромбической и шестиугольной, в каждой из которых насчитывается по одному типу. Группа I. Ромбические, один тип.

Тип 1. Мечи с длинными обоюдоострыми клинками, постепенно сужающимися от основания рукояти к остроугольному острию. С двух сторон по центру клинка проходит выступающая жилка. Плоское перекрестье представляет в сечении ромб с закругленными углами. Черен прямоугольного сечения имеет отверстие для крепления рукояти. Заточенная часть полосы меча отделяется от остальной поверхности слегка выступающей гранью. Наиболее сохранившиеся мечи данного типа имеют длину 89-90 см, ширина клинка в среднем от 2 до 3,6 см, длина черена 16,7-18,4 см. В данной группе выделяют мечи с длиной клинка свыше 90 см. Китайскими исследователями такие мечи были названы «цзя цзянь» -«доспешный меч», которые применялись для поражения противника, одетого в доспех {Рис. 46а, б).

Группа И. Шестиугольные, один тип. Тип 1. Представлен одним экземпляром, обнаруженным в раскопе № 1 в 1975 г. Клинок шестиугольного сечения с каждой стороны имеет проходящую по центру вдоль всей длины лезвия жилку, остроугольное острие. Заточенная часть полосы меча отделяется от остальной поверхности выступающей гранью. Меч имеет фигурное перекрестье ромбовидного сечения. Концы перекрестья имеют объемные скругленные выступы, обращенные к рукояти. На полосе меча сохранились обойма и «пятка» ножен, выполненные из бронзы. Прямоугольного сечения черен оканчивается съемным блюдцевидным набалдашником. При обнаружении меча на его черене находилась фигурная серебряная втулка, которая, несомненно, была частью рукояти. Общая длина меча 81 см, длина черена 19 см, ширина клинка 2-3,6 см {Рис. 46в). Подобные мечи могли использоваться как для нанесения колющих, так и рубящих и режущих ударов.

На черенах, а в некоторых случаях и на самих клинках имеются вырезанные иероглифы, обозначавшие имена мастеров, места изготовления, события, в честь которых мечи изготавливали, циклические знаки и- т. д. Эта информация позволила провести довольно четкую датировку некоторых экземпляров мечей и их фрагментов. Почти все были изготовлены в 230-х — 220-х гг. до н. э., то есть мечи использовались в реальных боевых действиях, а не были сделаны специально для погребения первого императора династии Цинь.

В оружиеведческой литературе широко распространено понятие «циньский кинжал» (см.: [Кан Ин У к, 1999]). Как правило, данное оружие обладает клинком ромбического сечения, постепенно сужающимся ж острию; Форма рукоятей различная, нередко в виде ажурного переплетения; отливались, как правило, отдельно, после чего крепились к черену клинка. Их появление связывают с культурой племен пеунов и ди, с которыми циньцы находились в постоянном контакте на протяжении всей своей истории [Чэнь Пин, 1986. С. 93-94]. Интересен кинжал, относящийся ко времени циньского царства, который был обнаружен в могиле в Сигоуцюань [Лу Ляньчэн, Ян Маньцзан, 1980]. Кинжал отлит из бронзы; лезвия ромбического в сечении клинка почти параллельны. На лезвии, кончик которого обломан, нанесено изображение звериной морды; рукоять кинжала полая, украшенная условными изображениями шести человеческих лиц, оканчивается небольшой шляпкой.

К данной группе относят также биметаллические кинжалы, с бронзовой парадной рукоятью и железным клинком, датированные периодом Чуньцю -началом Чжаньго [Лю Дэчжэнь, Чжу Цзяньтан, 1981. С. 300; Хоу Хунвэй, 2008. С. 47; см. также: Комиссаров, Соловьев, 1983].