Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лесостепной Алтай в V-I вв. до н.э. Алехин, Юрий Петрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алехин, Юрий Петрович. Лесостепной Алтай в V-I вв. до н.э. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.06.- Кемерово, 1990.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Предлагаемое исследование посвящено дрешей истории племен лесостепного- Алтая во второй половине I тыс. до и.о. В это время по огромному поясу степей и лесостопей Европы, Ккной Сибири и Средней Азии сложились культуры скифо-снбирского мира, характеризующиеся определенным культурно-историческим единством, имущественной и социальной дифференциацией общества. Б это время возникают перше раннегосударствзиныэ объединения э степной Евразии /Кыэласов Л.Р., 1984; Мартынов А.И., 1986,1987,1988/. Входившие в так называемый евразийский степной коридор ратины Алтая были в древности зоной активного взаимодействия и контактов племен и народов востока /Минусинская котловина/, запада ЛІриуралье, Казахстан/* юга /Горный Алтай/ и севера /лесное Приобье/, Исследование этих взаимодействий, хорошо прослеживаема на археологической материале, имеет большое

»

историческое значение.

Племена лесостепногс^являлись составной часть» скифо-сибирского мира, подвергались вляяних» соседних ранкегосударственных объединений /тагарцев, скифов Горного Алтая, саков и сарматов/, но, как показали наши исследования, не достигли еще сами уровня ранней государственности. В отличие от Горного Алтая, население лесостепного Алтая, представленное в основном носителями большереченской культуры, оставалось оседлым, проживало в долго временных поселеньях. Хозяйство при своей натуральности бнло комплексным: выгонное скотоводство и мотижное земледелие, сочеташееся с охотой'и рыболовством. Получили свое дальнейшее развитие домашние ремёсла.

Актуальность темы исследования. Изучение истории племен лесостепного Алтая во второй половине I тыс. до н.э. необходимо для

-2-оспещення древней истории Сибири в целом в эпоху раннего железа. Несмотря на значительное количество открытых и исследованных памятников археология этого времени в лесостепном Алтае за последние 200 лет, к настоящему времени пет ни одной обобщающей работы по теме нашего исследования. В IG56 р. вышла в свет работа М.П.Грязно-ва "История дрепгах племен Верхней Оби", но данное исследование территориально ограничено лишь Барнаульским Прг.обье.м /состашая часть лесостепного Алтая/ и к настоящему времени требует значительных дополнений и уточнений, а некоторые концепции нуждаются в пересмотре. В последующе годи был наїсоплен значительный ноша материал но археологии лесостепного Алтая скифского времени, произошла теоритичеокая переоценка археологических данных. В связи с этил остро назрела необходимость систематизировать и обобщить имеющийся материал по археологии лесостепного Алтая ю второй половине I тыс. до її. з. В последнее время рядом исследователей неоднократно ставился вопрос о культурной принадлежности памятников лесостепного Алтая в эпоху раннего железа /Т.Н.Троицкая,А.П.Уманский, В.А. Могильников, Ю.Ф.Кирюишн, D. П.Алехин и др./, однако единого мнения яо этоиу азпросу так и не сложилось. Необходима комплексное решение проблем археологии лесостепного Алтая в рассматриваемое время. Исходя из этого, особенно актуальными являются вопросы формирования, хронологии и внутренней периодизации болылереченской культуры, занимавшей основную территорию лесостепного Алтая, её взаимосвязи с соседними раннегосударственнш.іИ объединениями, вопросы социальной организации общества, а также хозяйственной деятельности населения лесостепного Алтая во второй половине I тыс. до н.э. Также актуальной является и проблема металлургической базы и металлургического производства у населения лесостепного Алтая. Назрела необходимость характеристики синхронных памятников Юго-Западного Алтая, на входящих в болыяереченскую культуру и - предота-

-3-ьлпгар'.х, по-видимому, ину» археологическую культуру.

Цели работы. Основной целью являє тел сбс5и;ата|ая характеристика и реконструкция исторических процессов у населения лесостепного Алтая в скифское время, определение комплекса культурних призншсов большереченской культури, іялшсниз npncycyix ей общх и локальных черт. Исходя из этого определены и колкретниз задачи исследования:

  1. Выявить и систематизировать весь комплекс археологических материалов У-І вв. до н.э. лесостепного Алтая.

  2. Устало есть территориальные расти каїс больсереченской культуры в целом, так л её локально-терригориальнше вариантов.

  3. Определить соотношения ыэзду локально-территориальными вариантами большереченской культури Алтая.

  4. Определить хронологию памятников большереченской культуры.

  5. Дать характеристику хозяйственной деятельности населения лесостепного Алтая в У-І зв. до и;о.

  6. Охарактеризовать особенности исторического процесса и культурно-этнических связей на территории лесостепного Алтая во второй полотне I тыс. до н.э.

  7. Определить уровень и структуру социальной организации общества носителей больсереченской культуры и их идеологические пре-дставлешш.

Территориальные и хронологические рамки. Представляемое исследование территориально ограничивается лесостепным Алтаем /вся территория соьременного Алтайского края, за исключением Горного Алтая/, где М.П.Грязношм была шделена большереченская культура. Болывереченские памятники Новосибирского Приобья нами не рассматриваются, так каїс они достаточно хорошо изучены в результате работ Т.Н. Троицкой і: других археологов. Хронологические рамки рабйта охватывают У-І вв. -до н.э.

Методология. Методологической оснороГг исследования ЛЕТяется

ыарксистско-ленинское учение об обществе и его развитии, в частности, положения о неравномерности социально-экономического развития общества, о роли переселений в исторических процессах, о связи природа и общоотъа и др. Лсновяым методом исследования стал метод социально-экономической реконструкции дрешей истории на основе изучения археологических источников. Использовались также следующие методы: сравнительно-типологический, статистический, метод датированных аналогий, данные стратиграфии и планиграфии памятников, метод спектрального анализа ыегаллов, палеозоологические и антропологические определения.

Источникрвая база настоящей диссертации включает в себя материалы 225 археологических памятников второй половины I тыс до н.э. в лесостепном Алтае /грунтовые могильники, курганные группы и ода-ночные курганы, поселения и стоянки, городища, местонахождения, дрешие горные выработки/. Часть этих памятников исследована в результате работ автора или при его участии. В диссертации использованы материалы музейных коллекций, архивные материалы и отчеты о полевых исследоганиях, хранящиеся в фондах Института археологии АН СССР, ЛО АН СССР, ГЭ, краеведческих музеев городов Барнаула, Бийска, Кавдя-на-Оби, Змеиногорска, Минусинска, а также в музеях археологии Алтайского и Кемеровского университетов, в кабинете археологии Барнаульского пединститута. Автор благодарен Ю.Ф.Кирю~ шину, А.П.Уманскоиу и В.С.УдодрБу за возиозмость использовать материалы их полешх исследований в данной работе.

Научная ношзна предлагаемого исследования заключается в том, что это первая обобщающая работа по истории племен всего лесостепного Алтая в скифское время /У-І вв. до н.э./, в которую включены все известные на сегодняшний день материалы этого периода. Автором вперше дается новая хронология болыиереченской культуры к её локально-тэрр«;ториальных вариантов, которые также впервые выделе-

ш нами, терше четко определяются границы большеречеиской культуры. Втерше ставітся вопрос о шделєіши памятников Юго-ЗападногоАятая скифского громиш в отдельную археологическую культуру. На основе иовлс материалов пересматриваются и уточняются некоторые шгода о культурной припадаєлюсти памятников скифского временя в лесостепной Алтае /вопрос о таге называемой "кайенской культуре"/. Втерше подробно анализируются попроси культурно-отнических связей, идеологии и социальной организации, хозяйственной деятельности, особенности погребального обряда. Автором открыты и исследованы дреише горше наработки на медь и золото и поселения древних металлургов па Юго-Западном Алтае, которые считались не с охрани тимися до настоящего времени и бали кзгесвш только по описания;! горных инженеров и путекееггешиков ХУШ-ХЖ вв. Тем самым, решен вопрос о металлургической (Уазс населения лесостепного Алтая в скифское время. В диссертации использован значительный по объё:.!у 'неопубликованный материал различных экспедиций и музейних коллекций.

Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке обобщающие работ и отдельных трудов по' дретей история Сибири и Алтая, истории степной Евразии, соответс-твукяря лекционных курсов, в работе краеведов и работников музее-в, в дипломных v, курсошх работах студентов; используются в готовящемся к изданию коллективном груде археологов Алтайского университета "Раннеяелеэний век лесостепного Алтая".

Результаты исследования нашги отратанио в экспозициях музея археологии Алтайского университета и Змєиногорского краеведческого пузел, а также в материалах к "Своду археологических памятников" и паспортов на археологические памятники Алтайского края, в научных отчетах в Институт археологии АН СССР, в научных публикациях, лекционной работе, популярных краеведческих радиопередачах и периодической печати.

Апробация работы. Осношое содержание диссертации было иэло-кено в докладах, сделшшых на Всесоюзных конференциях в Кемерово в I9S7 и в 1999 гг., в Новосибирска в 1988 г., в Алма-Ате в Г989 г. Ліаргулановские чтения/; на региональных археологических конференциях в Барнауле в 1986, 1988 и в 1990 гг.; на региональной краеведческой конференции в Змеккогорске в 1986 г.; на УШ Западно-Сибирской региональном совещании в Томске в 1990 г. Оснонше положения диссертации были одобрены на научных се-шіарах кафедры археологии Кемеровского государственного университета. Результаты исследования изложены автором в 13 опубликованных работах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы- и архивных источников, а также приложения /обцая карта распространения рассматриваемых археологических памятников, рисунки, чертежи, таблицы, фотографии, иллистрирукцие работу/.

' осношсЕ содзршие дассЕРТАцда

Вэ введении дается общая характеристика скифо-сибирского культурно-исторического единства и взаимоотношений племен лесостепного Алтая с их соседями, более развитыми в социальном плане, в рамках отого культурно-исторического единства. Раскрывается актуальность темы, определяется основная проблематика, обосновываются цели и аадачи исследования, даются его территориальные и хронологические рамки, физико-географическая характеристика региона,краткий палеогеографический экскурс. Формулируются оснощые методологические положения и конкретные методы, использованные в исследовании. Показывается научная новизна и практическая значимость

работы, дается обзор использованных источников.