Введение к работе
Актуальность темы. Эпоха конца 1- сер. 2 тыс. н.э. в истории таеж-эго Приобья является ключевой к пониманию процессов формирования >временных этносов и осознанию основных тенденций этнокультурного 13ВИТИЯ вплоть до наших дней. За более чем столетний период изучения гдельных его регионов накоплен значительный источниковедческий ма-:риал. До сих пор в Сургутском Приобье мало изучены погребальные па-ятники, являющиеся ценным источником для решения вопросов, связан-ых с исследованиями мировоззренческой и социальной сфер древних об-;еств. (Алекшин, 1986; Массой, 1990;Гуляев, 1990 и др.). В данной работе хелана попытка заполнить существующий пробел в изучении погребаль-ых памятников Сургутского Приобья конца 1 - сер. 2 тыс.н.э.
Хронологические рамки охватывают конец 1 - сер. 2 тыс.н.э. Для проспективных построений дополнительно использованы материалы ІХ-ХХ вв.
Территориальные рамки ограничены левобережьем Сургутского риобья, включающем бассейны рек Югана и Балыка. Анализ материа-эв, происходящих с бассейнов крупных притоков Оби, необходим для раз-іботки общей историко-культурной концепции Нижнего Приобья.
Цель работы - проследить динамику этнокультурных традиций в эгребально-поминальной обрядности населения Сургутского Приобья в юху средневековья. Поставлены следующие задачи: дать характеристику эедневековым погребальным памятникам левобережья Сургутского При-5ья как источникам через изучение их структуры; разработать хроноло-«о погребальных комплексов и типологию погребально-поминального Зряда; проследить изменчивость культурных традиций таежного населе-ия на материалах погребальных памятников в мировоззренческом, соци-тьном и этнокультурном аспектах.
Источниковедческую базу работы составили археологические и гнографические источники. Первая группа представлена авторскими рас-эпками могильников Усть-Балык, Киняминский I, II, Частухинский Урий, дя сравнительнго анализа привлечены материалы раскопок других ис-іедователей в Среднем Приобье и в Прииртышье Тереховой Л.М., Зыкова .П., Федоровой Н.В., Карачарова К.Г., Морозова В.М., Пархимовича С.Г., ерезовской Н.В., которым автор особо благодарен за предоставленную эзможность работы с неопубликованными источниками. В работе исполь-
зованы публикации и монографические работы по археологии.
Этнографические источники представлены авторскими материалами, собранными во время экспедиций на pp. Большой и Малый Юган, Большой Салым и этнографическими коллекциями Тюменского областногс краеведческого музея, Тюменского музея изобразительных искусств, Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника, Угугского краевед ческого музея. Ценными источниками стали публикации путешественни ков и специалистов XVII-XX вв. НТ.Спафария, Г.Новицкого, В.Ф .Зуева В.В.Бартенева, И.П.Рослякова, В.НЛернецова, З.П.Соколовой, В.М.Кулем зина и др.
Методологической основой исследования послужили материа листические представления о развитии общества, о познавательной воз можности археологических материалов. Применены теоретические раз работки о роли традиции в культуре. Руководством в определении по нятия "традиция" стали положения Ю.Б.Бромлея (1973), Э.С.Маркаря на (1981), С.А.Арутюнова (1989), Л.С.Клейна (1991).
Культурная традиция - это выраженный в социальноорганизованны; стереотипах групповой опыт, который аккумулируется и воспроизводите в различных человеческих коллективах, в общественном сознании, обще ственном поведении и передается через наследие. Археологическая тради ция - это отражение в археологическом материале культурной традициі через длительное сохранение и развитие преемственно связанных типов.
Общественное сознание формирует традиции погребальных ритуа лов, от которых в археологических памятниках сохраняются устойчивы* признаки - способ погребения, могильное устройство, погребальный ин вентарь, остатки тризн и жертвоприношений. Наличие в культуре процес сов стандартизации и стереотипизации проявляется в археологическом ис следовании через типологию артефактов (Массой, 1976,1990).
Выявление археологических и этнографических стереотипов, созда ние на их основе моделей в рамках совпадения экологических условий по зволяют более продуктивно использовать в исследованиях основополага ющий сравнительно-исторический, ретроспективный методы и приемі археолого-этнографических параллелей для получения достоверных рекои струкций и установления фактов наличия или утраты историко-культур ной преемственности в конкретных обществах. Метод моделирования ра ботает в рамках системного подхода, который подразумевает в конечної итоге получение реконструкции всей системы.
Конкретные исследования в диссертации проведены на основании вменения традиционных археологических методов - формально-типо-"ического, стратиграфического, планиграфического, статистического.
Научная новизна исследования состоит во введении в научный обо-г материалов по погребально-поминальной обрядности средневековья ргутского Приобья. Впервые проведен структурный анализ погребаль-х памятников этого региона, разработана типология инвентаря и погре-іьно-поминального обряда, прослежено развитие культурных традиций огребальных памятниках в мировоззренческом, социальном и этнокуль-шом аспектах, применен метод археолого-этнографического моделиро-іия для сопоставления археологических и этнографических источников.
Практическая ценность работы заключается в возможности исполь-іания основных выводов и положений при изучении истории и культуры эодов Западной Сибири. Предложенные методические разработки мо-: быть применены при исследовании аналогичных источников. Матери->і автора частично вошли в двадцатитомное издание "Археология СССР", іользуются в научных публикациях, при составлении учебников, чте-и лекционных курсов, при создании музейных экспозиций, в научно-эсветительской и популяризаторской деятельности, при написании кур-5ых и дипломных работ.
Апробация работы. Результаты изложены в 25 научных сообщени-тезисах, статьях и апробированы на конференциях: XII, XIII Уральских 5ещаниях (1993, 1996); IX, X Западносибирских археолого-этнографи-;ких совещаниях (1993, 1995); "История, краеведение и музееведение іадной Сибири" (Тюмень, 1989); "Художественный музей: коллекции, іьтура края" (Тюмень, 1993); "Словцовские чтения" (Тюмень, 1990,1992, ?5); "Традиции, культура, образование" (Тюмень, 1995); "Россия и Вос-с: Проблемы взаимодействия" (Челябинск, 1995): "Аборигены Сибири: облемы изучения исчезающих языков и культур" (Новосибирск, 1995), семинаре "Проблемы изучения духовной культуры древних обществ" <атеринбург, 1994);
Структура работы. Диссертация оформлена в два тома. Первый іючает основной текст и состоит из введения, трех глав и заключения, лека архивных материалов и литературы. Второй - из текстового прило-ния и иллюстративного материала.