Введение к работе
Актуальность исследуемой темы.За последние двадцать пять лет в Грузии широко развернулась работа по исследованию скальных (выдолбленных в скале) памятников. Изучению этих памятников придается большое значение, поскольку на определенной ступени развития общества они играли довльно большую роль в ходе исторических процессов.
В 19оо году в соответствии с постановлением Президиума Академии наук Грузинской ССР при Государственном музее Грузии им» ада-демика С.Дканашиа была создана лаборатория спелеистики (пещерове-дения), которая планомерно изучает существующие на территории Грузии скальные светские и культовые памятники и связанную с ними культуру - архитектуру, живопись, эпиграфику и, что главное, лаборатория тесно связана с археологическими изысканиями.
Актуальность настоящей работы определяется и тем, что в целом ряде районов Грузии, имеющих славное историческое прошлое, выявлено много памятников, вызывающих большой интерес как с архитектурной, так и с археологической точки зрения. Среди них особо выделяется монастырский комплекс Давид Гареджи ^Восточная Грузия), пещерные комплексы в Вардзиа (Шная Грузия) и в регионе Лвемо Картли (Юго-Восточная Грузия), а также большое количество, скальных памятников в одном из древнейших уголков Грузии - Самцхе, в том числе наиболее значительный из них - монастырь Ванис Кваби, который вместе с замечательным памятником Вардзиа был важным культурно-хозяйственным центром средневеховой Грузии. Именно исследование указанных памятников положило начало формированию грузинской спеямгетию».
Длительное изучение монастырского комплекса Ванис Кваби было
обусловлено необходимость») особенностей древнегрузинского быта, установления видов скальных культовых монастырских комплексов, а также крайне тяжелым аварийным состоянием памятника. Вследствие двух сильных землетрясений С1иа9, I2d3) и многократных вражеских нашествий большая часть монастыря разрушена. Ухудшение экологического состояния региона отрицательно сказалось и на монастырском комплексе Ванис Кваби. Необходимость археолого-архи-тектурного изучения памятника обусловлена также его близостью к союзному и республиканскому туристским маршрутам.
Таким образом, археолого-архитектурное изучение монастырского комплекса Ванис Кваби имеет как научный, так и культурный интерес.
Степень изученности проблемы. Письменных сведений о пустыни Ванис Кваби сохранилось очень мало. За почти трехвековое господство турецких завоевателей монастырь почти обезлюдел. Поэтому неудивительно, что известный грузинский географ и историк ХУШ века Вахушти Багратиони ошибочно указывает, что Ванис Кваби расположен у границы между Самцхе и Ачара. В скале, отмечает он, высечено много пещер, которые теперь покинуты и перестали действовать как монастырь.
Также ошибочно (очевидно, основываясь на сведениях Вахушти) Т.Жорданиа- считал, что Вахани находится в Тао-Кларджети.
В 1Ь96 году Т.Жорданиа опубликовал типик монастыря Ванис Кваби - "Устав Вахаяских пещер". Ввиду большого значения памятника Л.Цусхелипгаияи з 1939 году опубликовал критичесхи установленный (без прішисок) текст типика с приложением исследования, словаря и предметного указателя. По тексту "Устава" не удается ус-тановить точну» дату как основания монастыря, так и создзния сп-мого типика, хотя Л.Цусхелншвили датировал последний парзой по-
ловиной Х1І1 века.
Большую часть поздних приписок к типику издал в ІІ396 году Т.Жо-рданиа. В одной из них, датированной ХІУ веком, "Вахани" уже упоминается как "Вани".
Б "Картлис цховреба" ("История Грузии") Ванис Кваби упоминается в связи с военными столкновениями между самцхийскими феодалами в конце ХУІ века и с вторжением в Южную Грузии иранского шаха Тамаза іТахмаспа I).
Несколько исследований посвятил монастырскому комплексу Ванис Кваби Н.Бердзенишвили. В частности, им обнаружена и издана строительная надпись на ограде монастыря, датированная 1204 годом. На основании анализа надписи ученым установлено, что в начале Ш века Ьанис Кваби еще считался царским монастырем. Большое значение придавал он и надписям, выполненным чернилами на стенах небольшой купольной церкви, встроенной в скале на верхнем ярусе монастыря; некоторые из них были им опубликованы.
Краткие сведения в связи с Ванис Кваби встречаются в путеводителях, изданных в. разное время Ц.Габашвили,а также авторским коллективом ^Г.Дкамбуриа, Н.Шошиашвили, Ш.Хантадзе), в работе Ш.Они-аня и др.
Первую архитектурно-археологическую разведку по линии %зея-заповедника Вардэиа Академии наук Грузинской ССР произвел в 1964 году Г.Гаприндашвили. Было сделано два археологических раскопа: к западу от храма св.Георгия был обнаружен камень из церковной ограды, орнаментированный розетками, ее строительной надписью тмогвекого эристава вокруг рельефного изображения креста в высеченной в скалеJкупольной церкви - фрагменты орнаментированных плит иконостаса ХЛ-ХШ веков и камни с остатками настенной росписи.
В 196о году, также по заданию-А^зея-заповедника ііардзиа, архе-
- 4 -олог О.Гамбашидзе расчистил часть фасадной стены каменного дома тмогвского эристава вместе с входом. Здесь были найдены фрагменты глазурованной керамики ХП-ХШ вв., а под порогам - скелет ребенка.
В 1964 году спелеологическая комиссия при Президиуме Академии наук Грузинской ССР во главе с Г.Гаприндашвили, проводившая разведы-вательнуо экспедиции в ущелье Куры, при раскопках в Ванлс Кваби обнаружила камень из ограды усыпальницы с надписью, орнаментированные фрагменты иконостаса, церковь эристава Самичама Тмогвского,три серебряные чаши и фрагменты керамики времен развитого средневековья Грузии, а также архитектурные детали разрушенной землетрясением колокольни. Этой важной находкой, относящейся к памятникам материальной культуры эпохи Руставели, и в соответствии с постановлением Совета Министров ГрузинскоЯ ССР было положено начало стационарным археологическим раскопкам в Ванис Кваби.
Г.Гаприндашвили опубликовал несколько статей о результатах работ в Ванис Кваби. Путем архитектурно-аналитических исследований он установил виды архитектуры культовых памятников монастыря, типологию пещер, процессы исторического развития и место памятника в ряду грузинских спелеистических памятников вообще.Оду же принадлежит статья для Грузинской Советской Энциклопедии, посвященная Ванис Кваби.
Однако до последнего времени результаты многолетних археологических раскопок, фактически, не были освещены должным образом.utem-ду тем эти материалы имеют важное значение для выяснения специфики монастырской жизни и датировки других подобных археологических памятников на территории Грузии, тем более, что грузинские монастыри феодальной эпохи за исключением Гударехского и Болнисского 1"Ламази гора"), археологически почти не изучены.
В связи с пещерным характером памятников-пустыней эпохи раннего средневековья в Грузии У-УШ вв.) лаборатория спелеистики избрала
- о -
изучение этих памятников как одну из основных тем плана научных
исследований- В результате широко развернулась работа' по изуче
нию, наряду с Ванис Кваби, пещерного комплекса Давид Гаредаи в
Иорском ущелье ІБ.іЖіедлишвили, пустыничион&стыря Иоанна Крести
теля (.З.Твалчрелидзе) и скальных памятников в Квемо Картли Ш.Ба-
хтадзе).
Цель исследования:
обобщить и включить в научное обращение основную часть материала, добытого в результате многолетних археологических экспедиций;
на основе выявленного материала произвести анализ монастырских письменных источников, архитектурных памятников, групп пе-щэр; на основании археологических данных датировать указанные объекты, определить хронологические рамки памятника и уровень социальной и экономической жизни в разные эпохи;
выясн^?ь место и роль пустынь-монастыря Ванис Кваби во взаимосвязи с другими аналогичными памятниками Грузии и их значение в деле изучения истории грузинской материальной культуры вообще.
аіетодолигия и источники. Методология настоящей работы опирается на признанные нашей историографией закономерности исторического развития общества. В то же время в работе мы опираемся на прогрессивные методы исследования отечественных и зарубежных историков и археологов, нашедшие признание в историографии. , Основным источником для работы служат нарративный документ ХШ века "Устав Заханских пещер" и связанные с ним исследования грузинских учёных.
Материальную базу исследования составляют выявленные экспедициями многочисленные вещественные материалы, а также фотодокументы, данные архитектурных и топографических измерений, графи-
- О -
ческие таблицы и научные работы, посвященные аналогичным памятникам.
Научная новизна исследования.Настоящая работа представляет собой первую попытку включения в научное обращение большого количества малоизученных, либо неизученных скальных памятников - как отдельных, так и целых комплексов. Археологические материалы позволяют установить хронологические рамки указанных комплексов, принятие на основании их сравнительного архитектурно-исторического анализа. Новизна исследования состоит в следующем: I. Классификация археологического материала выявила несколько таких предметов, которые могут быть характерными только для монастырей и культовых памятников; 2. На основании анализа керамической посуды с надписями, принятая в науке общая дата одноцветных глазурованных керамических мисок - ХІ-ХШ века - уточнена и они отенесены к первой половине XI века; 3. Общая дата посуды, покрытой красным ангобом, - ХІ-ХШ века - также уточнена и отнесена к XI веку; 4. Дутем классификации поддонников керамических мисок установлена их хронология.
До последнего времени в грузинской* историографии господствует мнение, что в Грузии мо.частырское служение внедрено "ассирийскими отцами", а пустынничество как эпохальное явление якобы вообще не было распространено. Спелеистическими исследованиями отчетливо выявлена важная роль пустынничества как социального движения в деле утверждения христианства в Грузии.
Пустынничество непосредственно связано с пещерными памятниками. В Ванис Кваби подтверждены характерные для пустынничнст-ва термины"кваби" (пещера) и "удабно" (пустынь). "Кваби" - общий социальный термин, обозначающий существующее в скаяе (естественное, искусственное) "пещерное укрытие, убежище". Термин
- 7 -"удабно" в феодальной Грузии обозначает выдолбленное в скале помещение для монаха (а не географический термин), либо.монастырский комплекс. Упоминание скальных памятников раннехристианской эпохи как "удабно" подразумевает существование скального помещения, пристанища для монаха.
В верхней части ущелья ifypu наряду с Ванис Кваби выявлены памятники-пустыни УІ-УП веков - Маргастани, Джолда, Гелсунда, Садану дебуло, Самерцхле Клде (Верташи) и др.
Ь период расцвета монастырской жизни в Ванис Кваби ^ХП-ХШ вв.) здесь вновь отмечается возрождение монашеской жизни периода "пустынничества" в соответствии с новой эпохой.'
Археологическими материалами подтверждаются соображения о том, что в эпоху монастырской кизки, начиная с ХУШ-ІХ веков! наряду с пещерами появляются каменные сооружения, что превращает комплекс Ьанис Кваби в "монастырь-пустынь", повсеместно заменивший в так называемую монастырскую эпоху "пещеры-пустынип. А все это имеет важное значение с точки зрения комплексных исследований, в которых археологическому изучению комплексов отводится особое место.
Апробация работы. Основные положения диссертации рассмотрены на ежегодных заседаниях лаборатории спелеистикк в 1У79-19оо годах. По этому же вопросу нами опубликованы 4 работы (список прилагается). Работа прошла апробацию на совместной сессии лаборатории спелеистики и отдела средневековой архитектуры Государственного музея Грузии им. С.Джанатиа в 1990 году.