Введение к работе
Актуальность темы.Изобрази тельная деятельность палеолита представляет собой достаточно сложний феномен духовного развития человечества.Существующий интерес к памятникам древнего искусства способствует появлению научных исследований различной тематики по вопросам генезиса палеолитического творчества,интерпрета -ции его отдельных категорий,художественно-стилистического анализа образцов.Первичная дифференциация памятников различает наскальное искусство /пещерная живопись и гравира/ и так называемые малые формы,т.е. артефакты,перемещаемые в пространстве /мелкая пластика,гравировки и орнамент на орудиях,кости и камне,украшения/.
Тема диссертационной работы предполагает изучение восточноевропейских памятников искусства малых форм в источниковедческом аспекте,её актуальность на современном этапе обусловлена необходимостью систематизации всего накопленного материала на основе методов археологической классификации и сравнительного анализа как внутри выделенных образований,так и на меккультурном уровне.
Создание первого Свода находок палеолитического искусства приурочено к началу шестидесятых годов /Абрамова,1962/.Появление значительного количества новых образцов и перспективных направлений в исследовании древнего искусства за последние десятилетия служит основанием для новой работы,в которой следует рассмотреть артефакты творческой активности человека по трем основным периодам развития культуры:раннему,среднему /"гравэттский эпизод"/и позднему.
Цель работы состоит в сопоставлении художественных традиций культур верхнего палеолита,з выявлении закономерностей и особенностей, присущих для развития искусства.
В задачи исследования входит ввод в процесс изучения нового
- k -
материала и оценка всех известных источников на современном уровне,сравнительный анализ произведений челкой пластики,украшений, орнамента и как результат — определение возможных аналогий восто чноезропейского искусства малых форм с образцами из Западной и Це нтральной Европы.
Научная новизна работы определяется использованием новых исто чников,проведением художественно-стилистического анализа образцов предложением рассмотреть памятники древнего творчества согласно периодам развития верхнего палеолита.В процессе изложения материа ла дается ряд новых наблюдений по вопросам классификации и интерпретации сюжетного искусства,предлагается характеристика орнаментального искусства с последующими выводами.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материала диссертации в лекционных курсах,культурно-просветительной деятельности,в построении музейных экспозиций.
Источниками для выполнения работы служат коллекции,хранящиеся в Санкт-Петербурге /Музей антропологии и этнографии им.Петра Велихого,Отдел археологии Гос.Эрмитажа,Отдел палеолита Института истории материальной культуры РАН/,в Москве /Отдел археологии Гос Исторического музея,Сектор археологии Музея антропологии МГУ/,в Воронеже /филиал краеведческого музея в с.Костенки/,а также публи кации по палеолитическому искусству.
Апробация результатов исследования.Основные положения диссертации обсуждались з виде докладов на заседаниях Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Гос. Эрмитажа,на научных конференциях Гос. Эрмитажа, Музея истории религии.Музея антропологии и этнографии, отражены в нескольких статьях.Структура работы.Диссерта-ция состоит из введения,6 глав,заключения,списка литературы и алі бома иллюстраций.
Автор выражает благодарность и искреннюю признательность
всем лицам и учреждениям,способствовавшим выполнение данной работы.
Введение.
Зо введении обосновывается необходимость изучения и систематизации памятников искусства малых форм Восточной Европы,отмечается актуальность настоящей темы на современном этапе.