Введение к работе
Актуальность темы. Изучение древних культур народов мира во всем многообразии их проявления - одна из существенных задач археологической науки. культурное наследие народов Нижней Центральной Америки составляет неотъемлемую часть сокровищницы культуры человечества в целом.
Цели и задачи. Цель работы - обобщить и интерпретировать имеющиеся в литературе данные, попытаться проследить истоки формирования, развитие и наследование традиций в искусстве, выполненном в камне на всем протяжении его существования - от начального этапа сложения составляющих компонентов до испанского завоевания (XVIb.).
Основные задачи работы - дать общую характеристику произведений искусства выполненных а камне индейцами, обитавшими на территории Нижней Центральной-Америки в доиспанское время. На основании анализа произведений мелкой пластики, портативной и монументальной скульптуры, наскальных изображений выявить их специфику, рассмотреть семантику, представить преемственность и последовательность распространения на территории Нижней Центральной Америки, определить основные направления этнокультурных влияний.
Источники. В основу работы положены материалы по древнему искусству изучаемого региона - Нижней Центральной Америки, с которыми автор имел возможность ознакомиться по археологической и этнографической литературе, имеющейся в отечественных библиотечных фондах. Эго глазным образом англоязычная и испаноязычная литература, а также единичные русскоязычные издания.
Научная новизна. Исследование представляет собой первую в российской и зарубежной историографии обобщающую работу, в которой на конкретных фактических материалах рассматриваются на
вироком исгорико-этнографическом фоне истоки, развитие и основные особенности оригинального и самобытного древнего искусства Нижней Центральной Америки , а именно произведений выполненных в капне и на канне. Работа вводит в научный оборот новые, прежде почти неизвестные в русскоязычной археологической и искусствоведческой литературе материалы, тем самым заполняя пробел в изучении древнего искусства одного из своеобразнейших регионов мира. Научная новизна заключается в тон, что произведения искусства Нижней Центральной Америки не были фактически предметом специального изучения, а без их учета общая картина древнего искусства Нового Света не будет полной.
Практическая значимость. Настоящее исследование может использоваться при написании соответствующих разделов истории Нового Света, первобытного общества, при чтении учебных курсов. Представленные б нгм материалы, касающиеся почти незнакомого в нашей стране региона могут использоваться искусствоведами, историками, археологами, этнографами при рассмотрении вопросов истории искусства, мифологии и др.
Апробация основних положений работы. Содержание работы излагалось в публикациях автора, в докладах на заседании Отдела теории и методики Института Археологии РАН, на научных конференциях в Москве и Санкт-Петербурге, в том числе в Москве на Каждуиародном конгрессе "Встреча двух ииров" в 1992г.
Структур* работы. Общим целям и задачам исследования подчинена структура работы. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и научного аппарата. В первой главе приводится очерк истории изучения произведений искусства из Нижней Центральной Америки, во второй рассматривается произведения мелкой
пластики, в третьей - портативная скульптура, в четвертой - монументальные изваяния, в пятой '- наскальные изображения, в шестой - вопросы семантики. В заключении подводятся итоги. Приложения включают каталог подвесок из жада с краткими описаниями, список литературы и список иллюстраций. В альбом иллюстраций включены карты, рисунки, фотографии, сводные таблицы.