Введение к работе
Актуальность темы. Следа воздействия (ивдо)-іакцев на народа Старого Света, обусловленные субстратными свя-ff.iK Е контактными отношениями, ппослояиваытся з чрезвычайно пш-інсм территориальном и хронологическом диапазоне. Среди спбир-:ях аборигеноз в атом отношении особо выделяются обские угри, но ітя контакты с арийским миром сыграли заметную роль в становлені угорской культури Западной Сибири, работ, посвященных этой іоблеїле, существует немного, в она рассматривается в них, как ;авило, ь самом общем виде. Между теы сравнительное изучение об-:с—угорской и арийской мифологии способно дать ценную информацию ранней истории западно-сибирского населения, позволит уточнить 'конструкции к эволюцию древнего слоя угорской мифологии. С дру->й стороны, в связи с сохранением традиционного уклада, статично-ью социально-экономических структур обско-угорского общества >аішзш з мифологии обских угров оказались законсервированными, >м самым их изучение шест немалое значение для определения спе-[фики мировоззрения (индо)иранских племён и для решения ряда :дектов арийской проблемы.
Поэтому цель исследования заключается в вн-[енении и анализе (ендо) иранского пласта в обскс-угорской мифоло-ш для уточнения некоторых вопросов, связанных с угрс-аряйскида іаимодействиями эпохи бронзы - раннего железа.
Задачи исследования:
-
Обобщить и.систематизировать результаты предшествующих ібот по данной теме и вновь предложенные интерпретации.
-
Рассмотреть ясторап изучения и современное состояние вс~ юса об угре—арийских контактах, в частности, в сфере мифологии.
-
Определить теоретические и методические аспекты процедуры іавшгельяого анализа мифе—ритуальных систем.
-
Провести сравнительное исследование обскс—угорских и [ндо)ирансккх космологических представлений и пантеонов (как даовного ядра мифологических традиций).
-
Проанализировать место иранизмов в структуре обскс—угор-;ой мифологии, уточнить характер н хронологию заимствований.
Основные источники - опубликованные обскс-угорские :ксты мифс-ритуального характера из собраний А.С. Баландина,
Н.Л. Гондатгв, А. Каннксто, К. Карьялайнена, В.М. Еудемзина, Н.В. Луккной, Б. Муккачи, С.К. Паткакова, В.Н. Чернецова и др., памятники ведического в аве.сгийского "канонов".
Методологической основой ксследован,': является марксистско-ленинское учеше об обществе и законах общественного сознания. Принципиальное значение, в частности, шее тезис Ф. Энгельса о том, что, "раз возникнув, религия всегда сохраняет известный запас представлений, унаследованный от прежних времён, так как во всех вообще областях идеологии традиция является великой консервативной силой" (Маркс К., Энгельс . Соч. Т. 21. С.315-316). В результате делается возмогши вычленение в мировоззренческих структурах разновременных и разнокультурных пластов, что позволяет выявить степень и специфику имевших место в прошлой, в том числе отдалённом, внешних влияний. Кроме того, характер псдхода к сравнительному изучению мифологии и интерпретации её содержания определяется известным полонсщем об относительной самостоятельности форм общественного сознания.
Методика работы включает в себя сравнительно-исторический, историко-генетический к структурно-типологический методы.
Научная новизна исследования состоит в том, что дана характеристика "иранского комплекса" в мировоззрении угров Западной Сибири. Предложена дополнительная аргументация в пользу выделения уже известных иранизмоЕ в обско-угорскоі мифологии и уточнена их трактовка, выявлены новые компоненты духовной культуры угров, восходящие к арийскому миру. Прослежены особенности синтеза местных и заимствованных представлений. Поставлен вопрос о неравномерности иранского влияния на различные группы обских угров. Намечена датировка идеологических взаимодействий.
Практическая значимость работы. Результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки проблем истории культуры народов Западной Сибири и (индо)иранцев, при написании обобщающих трудов, при подготовке лекционных курсов "Основы археологии", "История Сибири", "История древнего Востока", при чтении спецкурсов.
Апробация основных положений диссертации проводилась на всесоюзных, республиканских и региональных научных конференциях, состоявшихся в Кемерово (1987, 198Э гг.), Красиояр-. ' -4т-
ске (1983 г.), Москве (1983 г.), Омске (1983, 1984, 1987, IS88 гг.), Тобольске (IS87 г.), Томске (1984, IS90 гг.), а также на заседании кафедры всеобщей истории Омского государственного университета (март 1965 г.). Результаты исследования отражены в восьми научных публикациях.
Структура работы подчинена решении её основных задач. Диссертация состоит из введения, четырёх глав к заключения. К тексту прилагается список источников и литературы, охватывающий 500 наименований.