Введение к работе
Актуальность teMbi. Изучение истории материальной и духовной культуры стран Шредней Азии, их связи с традиционными центрами античной цивилизации, а также более широкие контакты с различными регионами в сфере Ойкумены в целом привлекакгг в последнее время все более пристальное внимание исследователей. Одной из причин активизации изысканий в данном направлении служит значительно возросший за последнее время объем археологической информации, позволяющей глубже, а подчас и по-новому осветить ряд кардинальных проблем, среди которых далеко не послед* нее4* место занимает история искусства и религии, отражаемая памятниками античной глиптики. Традиции, выработанные для камнерезного искусства, оказываются во многом тождественными для иных видов искусств (торевтика, мелкая пластика, нумизматика и т.д.). Это позволяет привлечь обширный материал при выявлении аналогий и параллелей стилей, установлении хронологических и географических рамок того или иного образца.
Цель работы заключается в изучении памятников глиптики древней Армении (viв. до н.э. - in в.н.з.) во всем объеме имевшегося у нас в настоящее время материала. В нашу задачу входила локализация мест находок, определение и датировка каждого образца, отделение предметов местного производства от приЕозноа продукции, изучение сшетов изображений, стилистических особенностей их исполнения. На основании всего вышесказанного нами предлагается схема реконструкции религиозных воззрений общества, исходя из полного объема информации, черпаемой из весьма важного источника, каковым и является глиптика.
В диссертации применен метод комплексного изучения всего привлекаемого объема информации с использованием формально-типологического и сравнительного анализа материалов.
Научная новизна. Данная работа представляет собой первый опыт полного исследования собрания резных камней античной Армении, его сопоставления с горедаэазиатскими, приередиземномор-скими, закавказскими и другими коллекциями, широко привлекаемые в работе данные из смежных дисциплин (источниковедение, этнография, фольклор) обеспечивают комплексный характер освещения
тематики. Особенно акцентировано в труда исследование роли камнерезного искусства в развитии аналогичной отрасли в царствах античного Закавказья.
Полная картография находок гемм позволяет наметить пути инфильтрации привозных образцов в Армению и соседние регионы, определить пути распространения местной продукции в пределах регионального рынка. Впервые в круг рассматриваемых проблем входит выявление черт традиционализма и инноваций в искусстве глиптики Армении. Анализ характерного фактического материала с привлечением обширных аналогий из различных музеев мира и частных собраний способствует определению роли и места армянской традиции резьбы по камню в общей структуре искусства античной глиптики.
Практическая ценность. По сравнению с объемом научной ли-тературы, посвященной проблемам глиптики античного мира исследования соответствующих материалов из Армении более чем скудны. При этом большая часть работ посвящены публикации найденных, на том или ином памятнике отдельных образцов, общая же картина истории развития искусства глиптики страны представлена крайне фрагментарно.
Основные положения диссертационной работы способствуют более глубокому представлению истории развития данного вида искусства на Армянском нагорье. Введение в научный оборот новых материалов позволяет пересмотреть некоторые устоявшиеся точки зрения относительно места и времени изготовления определенных групп резных камней (многогранников и скарабеоидов). Изучение представленного материала оказывает существенную помощь при датировке параллельных находок во всем регионе, соответствующих слоев, их содержащих, а также в некоторой степени конкретизации хронологии самих памятников.
Апробация работы. Представленная диссертационная работа обсуждалась на заседаниях Отдела археологии древней Армении Института археологии и этнографии АН РА. Основные положения исследования были опубликованы в союзных и республиканских академических изданиях. Один из разделов доложен на III Всесоюзном симпозиуме по проблемам эллинистической культуры на Востоке (Ереван, 1988).
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, четырех глав. Заключения, библиографического указателя, таблиц карт и иллюстраций.
Во Введении обоснована актуальность темы, сформулированы ее цель и основные задачи, представлена научная новизна работы. Проведен краткий экскурс в историю развития глиптики Армении предшествующих эпох. Отмечено, что с данной тематикой непосредственно связано обнаружение уникальной коллекции глиняных оттисков печатей из столицы древней Армении Арташата, исследование которых станет предметом изучения автора в будущем.