Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проблема происхождения и развития гетской культуры, к сожалению, но оказалась предметом ожесточенных, споров в отечественной и зарубежной ис-ториографм*. Таким как, скажем, проблема происхождения сла-зянской или скифской культур. Многое в этой проблеме продолжаем казаться очевидный и простым. Инерция употребления безразмерных, понятий фрако-геты или гето-даки, представление о Гети-ке, как о чем-то монолитном к статичном остаются в числе трудно преодолимых гстаипов.
С другой стороны, саки процессы культурогскеэа л культурной трансформации, процессы смени культур, исследуемые теоретическими средствами, остаются в число "проклятих вопросов" (Л.С.Клейн) археологии. Но если конец семидесятых .годов біія ознаменозан "культурологическим бумом", обихиауі работ по атому вопросу, "но девяностые годы демонстрируют определенную теоретическую растерянность.
По новому осмысленная постановка проблемы смены культур, в приложении к конкретной ситуации - Готике YI-II вв. до н.э. - иохсг послужить позо дом. как зозобновлояня обсуждения теоретических вопросов археологии, та:: и изменению взгляда на историческую Готику.
ЦЕЛИ И ЗАДАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью данной работы является рассмотрение процесса возникновения и развития готской культуры, от момента ее рождения до ее гибели. Преследуя такую цель, возникает вопрос о тех теоретических средствах, без которых невозможно обойтись. Поэтому именно выработка некой оригинальной парадигмы сиекы культур является неотъемлемой задачей диссертационной работы.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. В предлагаемой работе впервые в историографии ставится вопрос о знеяаучннх истоках сущоствукцих смыслов археологических реконструкций. Новой оказывается и постановка проблемы времени в прхоолохки с позиций синергетического подхода. Своеобразна и очередная постановка проблемы смены культур. Автор ос рассматривает, не опираясь на бесчисленные конкретные археологические примеры или столь же бесчисленные философские трактовки переходных и катастрофических процессов в истории. Предлагается феноменологический (рс-дукционпстоаш) подход к исследованию процесса возникновения si исчезновения культур. Полученные выводы не тривиалы&г и прило-жимы к конкретным проблемным ситуациям. Принципиально нова п картина культурных изменений в Карпажо-Дуиайскоя регионе. Ди-
намика, особый акцент на значегпої в культурной истории Готики "пєместішх" культур и этносов, существенно отличают предлагаемую реконструкцию от господстаугацих автохтонных версий. С другой стороны, попытки проследить судьбу исчезнувших культур, в частности культуры готской, дополняет уже известные миграционные гипотезы рядом сущестзеняги нюансов.
/іПРОБАЦИЯ. Различные положения диссертации нация отражение, в монографии, научных статьях и тезиса:-;. Ряд глав обсуждался на заседаниях Отдела античной археологии, Института археологии и Древней истории Молдови, па заседаниях руководимого М.Б.Щукиным семинара ''Хронограф", на двух фракологических конгрессах в Румынии в 1990, 1992 гг. .
СТРУКТУРА. Работа состоит из введения, семи глав, заключения, схем и иллюстраций.
СОДЕР'ЯАНИЕ РАБО'Ш.
Ео введении обосновывается структура работа, се особенности.