Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАУЧНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ТЕМЫ. Согдиана, "сердце Центральной Азии", по выражению известного востоковеда Ричарда Фрая, начиная с походов Александра Македонского, наряду с Бактрией и Хорезмом прочно вошла в ряд известных историко-культурных регионов формирования самобытной центральноазиатской цивилизации. Многочисленные, хотя и разрозненные, сведения в греческих, римских, персидских и китайских источниках о Согде и согдийцах отражают важную и зачастую ключевую роль этой области в процессах этногенеза и культурогенеза всего региона. Но обращаясь к состоянию проблематики археологического изучения античной археологии Согдианы, как это ни парадоксально, приходится с сожалением констатировать, что древность этой центральной историко-культурной области Средней Азии, индивидуальный облик ее культуры, особенности путей развития изучены очень слабо и Согдиана по объему наших сведений во многом еще отстает в этом отношении от соседних древних оазисов, таких, как Бактрия, Мерв и Хорезм, хотя многочисленные первобытные стоянки и поселения, а также блестящие достижения средневековой культуры в долинах Зарафшана и Кашкадарьи косвенно свидетельствовали о мощном культурном потенциале древней Согдианы. Особенно недостаточны были сведения о процессах урбанизации, развития архитектуры, градостроительства, а также искусстве и идеологии античной Согдианы.
В значительной степени это было обусловлено и тем, что основные города древнего Согда-Самарканд и Бухара продолжали интенсивно обживаться и в средневековье, что приводило к систематическому уничтожению более древних сооружений и культурных отложений их. Поэтому, несмотря на широкие разведочные и раскопочные работы, проведенные в советское время на памятниках Согдианы, многие вопросы историко-культурного развития этой важнейшей в Центральной Азии области еще не освещены или дискуссионны. Но накопленный объем историко-археологической информации по этой теме и необходимость воссоздания общей картины культурогенеза Центральной Азии ставил на повестку дня специальное исследование культуры древней Согдианы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Отмеченное выше состояние археологии античной Согдианы ставило перед нами задачу организации и проведения специальной программы, посвященной поиску, выявлению и последующему изучению памятников античного периода в пределах основных земель Согда. В процессе рекогносцировочных маршрутов было решено остановиться на городище Еркурган, древней
столице раннесредневековой области Нахшаб в долине Кашкадарьи, которое не уступало по масштабам Самарканду и Бухаре, но отличалось от последних прекрасной сохранностью археологической инфраструктуры и при раскопках обещало дать ответ на ряд кардинальных вопросов историко-культурного содержания.
Кроме того, сохранность большинства археологических памятников всего Каршинского оазиса позволяла подойти в комплексе к проблемам развития поселенческой системы оазиса в целом и выделению городских центров в его системе расселений.
На основе собранных в течение многолетних полевых работ археологических материалов древнего и раннесредневекового Нахшаба были поставлены задачи выявления конкретных путей развития культуры античной Согдианы. Тематически разнообразные вопросы археологии, архитектуры, типологии, иконографии полученных материалов и сравнительный анализ их были сгруппированы в четыре тематически тесно взаимосвязанных блока.
1. Типология, периодизация и особенности структуры
археологических памятников Нахшаба, динамика освоения и развития
системы поселений оазиса в целом и территории примыкавшего к нему
бассейна реки Гузардарьи. Роль оросительной сети в формировании
структуры группировок поселений. Процесс вычленения городов и их
роль в формировании поселенческой системы. Древние торговые пути,
их сложение и влияние на развитие отдельных городов. Особенности
урбанизма античного Согда.
2. На центральном объекте-городище Еркурган, не уступающем по
грандиозности своих масштабов знаменитым Сузам Ирана или Балху,
были поставлены задачи выявления архитектуры и градостроительства
античного Согда, типологии монументальных общественных
сооружений, специфики городской застройки, структуры жилых
кварталов и отдельных домовладений,
Вопросы фортификации древних городов, изучение сельских поселений, их внутренней структуры, особенностей средневековых городов Нахшаба и их локализации разрабатывались нашими коллегами по экспедиции (Кочнев Б.Д., Исамиддинов М.Х., Туребеков М., Хасанов М., Раимкулов А., Нефедов Н.Ю.) и нами специально не рассматриваются.
3. При анализе многочисленных комплексов археологических
находок, полученных на городище Еркурган и синхронных поселениях
каршинского оазиса, была поставлена задача разработки новой дробной
периодизации керамических комплексов южных районов Согда. Новые
коллекции терракоты Еркургана требовали изучения локальных
особенностей коропластики Нахшаба, ее отличия от искусства
коропластики Бактрии и Самарканда.
4. Уникальные материалы, полученные при раскопах городского храма, дахмы и мавзолея Еркургана, ставили перед нами задачу разработки вопросов культов и мифологических представлений древнего Нахшаба, а отчасти, и доисламского Согда в целом.
В сумме все это способствует выделению античной проблематики археологии Согдианы в самостоятельное научное направление археологии Средней Азии.
ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ, Работа построена на результатах 22 - летних полевых работ Кашкадарьинской археологической экспедиции Института археологии им. акад. Я.Г.Гулямова АНРУ, осуществлявшихся под руководством и при участии диссертанта. В процессе работ в Каршинском оазисе и по бассейну Гузардарьи было выявлено более шестисот археологических памятников периода от середины I тысячелетия до нашей эры до позднего средневековья. Основные раскопочные работы проводились на городище Еркурган, где было подвергнуто вскрытию более двадцати объектов на различных участках городской и пригородной застройки. В постановке и решении историко-культурных проблем древнего Нахшаба и Согда в целом использованы сведения древних письменных и других источников.
I. Впервые на основе сплошного обследования всех памятников
древнего Нахшаба и прилегающих районов дана систематизация
поселений и городищ эпохи античности и раннего средневековья.
Произведена классификация поселений всех типов, установлено иерархическое распределение среднестатистических размеров основных типов их, что являлось следствием иерархической структуры древнего общества Согда.
Установлены закономерности группировки поселений вдоль основных оросительных систем оазиса.
Выявлена взаимосвязь развития древних и средневековых торгово-ремесленных центров Нахшаба в зависимости от развития идущих через него трасс Великого Шелкового пути .
II. Определены основные этапы и особенности развития
урбанизации Южного Согда.
Дана новая периодизация развития античных столичных городов Нахшаба - Еркургана и Калаи Захоки Марона.
Определены особенности градостроительных решений древних зодчих Согда и неразрывная связь развития структуры древнего и средневекового города.
Установлены изоморфизм структуры древних городов и поселений, что проявилось прежде всего в тождестве их типологии и основных элементов застройки и фортификации независимо от их размеров.
Установлены особенности монументального зодчества древнего Согда, сочетавшие в себе традиции и достижения архитектуры Востока, Средиземноморья и местных архитектурно-строительных приемов и навыков, уходящих корнями в архитектуру Бактрии и Маргианы эпохи бронзы и раннего железного века.
Выявлена роль жилой застройки рядовых горожан в формировании городской среды и особенности структуры отдельных домохозяйств, получивших свое развитие позже в жилой архитектуре средневекового города Средней Азии.
III. Анализ комплексов керамики позволил выработать одну из
самых подробных хронологических шкал развития типологии
керамических форм Средней Азии с VIII-VII веков до нашей эры по VII
век нашей эры.
Анализ полученных впервые коллекций терракотовых статуэток Еркургана позволил выявить наличие в Нахшабе самобытной школы коропластики и наметить ее отличия от малых форм изобразительного искусства сопредельных центров коропластики.
IV. На основе анализа богатого археологического материала,
полученного на городском храме, дахме и мавзолее Еркургана, впервые
выявляются особенности пантеона древнего Согда и оригинальные
черты культовой практики согдийцев. Весь комплекс материальных
свидетельств по древним культам доисламской Средней Азии
свидетельствует о самобытности идеологических представлений народов
Средней Азии и роли реликтов архаической ведийской культово -
мифологической традиции, чем идеология Средней Азии и Согда, в
частности, существенно отличалась от зороастризма, развивавшегося в
Иране и канонизированного в эпоху Сасанидов.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные новые материалы, положения и выводы работы неоднократно докладывались автором на республиканских, всесоюзных и международных научных конференциях, изложены в коллективных монографиях, статьях и тезисах докладов, опубликованных в Узбекистане, во всесоюзных и зарубежных изданиях.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ. Крупные археологические комплексы, полученные в процессе более чем двух десятилетий полевых работ, обогатили коллекции крупных музеев Узбекистана. Результаты научных разработок были использваны при написании "Свода
археологических памятников Узбекистана", в сводных трудах по археологии и истории культуры Средней Азии, а также в новом издании "Истории Узбекистана" и школьных пособиях. Результаты публикаций по теме исследования широко используются и в зарубежной научной литературе. Общие выводы исследования и информация о новых материалах, вводимых в оборот, будут использоваться при составлении крупных обобщений по античной истории Согдианы и всей Центральной Азии, они могут служить и в качестве новых материалов при составлении общих и специальных курсов по историческим дисциплинам для университетов, институтов и школ Узбекистана.
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из вступления, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. К работе прилагаются текстовые приложения и альбом иллюстраций.