Введение к работе
Актуальность темы/ Аттическая расписная керамика широко распространенная и многочисленная в Северном Причерноморье является ценным историческим источником. Однако, степень изученности ее до сих пор.невелика. Об этом красноречиво сведетельствует такой факт: для керамики V в. до н.э. здесь выявлены более 500 ва-зописцев, в IV - Есего 108. Вряд ли это можно . объяснить только сокращением керамического производства, напротив, источники говорят о расцвете'экономики Афин в середине. IV в. до н.э. и о увеличении аттического импорта на Боспор. Неразработанность проблемы во многом объясняется тем, что огромное количество находок, обнаруженных при раскопках городов и некрополей Северного Причерно-
.-. мсрья до сих пор не введены в научное обращение, из-за чего и создается превратное представление о скудости источниковедческой базы и бесперспективности исследований. '
На современном уровне изучения теш многие' вопросы не решены.
. Среди них.-, проблемы датировки аттических расписных ваз IV в.до н.э..характер изменений'з' технике вазописи, состаз аттігсеских мастеров-ваэописцев, работы которых звозились в Северное. Причерноморье, особенности их стиля, изменение характера импорта
'.аттических ваз в' регион в целом и в отдельные центры. . Все это
приводит к тому,'.'что-'аттическая расписная-керамика IV в.до н.э.-
недостаточно используется для изучения особенностей торговли
различных северопричерноморских городов с Атттикой в IV з.до
"н.э., изучения быта'местного населения,- его художественных зкусов
. и религиозных представлений. Все скаганное выше, свидетельствует о настоятельной '.необходимости создания'базы источников:путем публикации каталогов и сзодов, изучения типового состава расписной
. 'керамики, стилистических особенностей росписи.
. Хронологические рамки диссертации охватывают период с конца
- V в.до н.э. по 20-е годы IVі в. до . н.э. Избранный для изучения хронологический промежуток делится на два этапа : конец V в.до н.э.'-' 80-е годы IV в. до н.э. и 70-20-е гг. IV в.до н.э. Первый характеризуется продолжением традиционных приемов производства и росписи ваз. Продолжают свое существование типы керамики, возникшие в . VI-V вв. до н.э., в;вазописи господствует школа Мидия и
" беглый стиль". В то же-время наблюдается тенденции к транс-
в формации, привычных' форм, к объемности изображения.Конец этого
периода приходится накачало IV в. до н.э., когда после окончания
Пелопонесской войны экономика Афин переживала глубокий кризис/, упал объем гончарного производства. Начало следующего, периода связано с возрождением экономики»-.увеличением производства расписной керамики,основным рынком сбыта для которой становится Северное . Причерноморье. Это время сущесвозаніїя,"керченского.стиля" в вазописи, являющегося заключительным для краснофигурной техники росписи. Формы сосудов стремительно '.'эволюционируют, некоторые прекращают свое существование. -.Конец IV - начало III в.до н.э. - время .перехода к новым,эллинистическим формам посуды и'новым приемам декорировки ваз. -
Дели, задачи и методы исследования. Цель работы - на основе изучения письменных источников : и материалов,добытых во время археологических.раскопок либо другим способом, изучить аттическую расписную керамику конца V -IV вв.до н.э., поставлявшуюся' в Северное Причерноморье. Для этого,мы поставили перед собой,три важнейшие задачи'.: 1) для того, чтобы представить реальные- объемы поступления краснофигурной керамики .. IV в. до н.э. в Северное . Причерноморье собрать по возможности полный ее каталог, не дублируя каталоги Д.Бизли '..и К.Шефодда; - 2).'выяснить-типологический' состав аттической расписной керамики как в целом для Северного Причерноморья, так и для отдельных его центров; 3) определить состав аттических мастеров-вазописцев, работы которых поступали в этот регион.
Основным.принципом, исследования является системный подход' к разработке отмеченных .выше... ..проблем. Применяется типологический метод классификации с использованием аналогий.
Научная новизна. -Впервые вводится в научный оборот большое количество ваз из'..музейных..'.собраний,.''..атрибутируется-' керамика, предварительная публикация которой была произведена в археологической литературе. В результате обобщения всех доступных матерка-лов, выясняется : хронология и .типологический' состав аттической расписной керамики, ввозимой в.IV в.до н.э. в Северное Причерно-, морь.е, динамика, ее поставок в указанный регион и отдельные его центры.. Исследование..стилистических'особенностей росписи 'позволяет .выявить работы 62 мастеров-вагописцев.:.
Источники. Для решения поставленных задач использовались самые разнообразные виды источников:археологические, письменные(каталоги, публикации,'- архивные материалы). Отправной точкой послу-
жили автору работы К.Шефолда и Д.Биали, з которых собраны и атрибутированы белее 500 зав IV в.до н.э., найденных при раскопках в Северном Причерноморье. Использовались также публикации археологических материалов из расколок различных памятников этого региона. Коллекции Краснодарского, Белгород-Днестровского, Феодосийского,Евпаторийского, Крымского Республиканского краеведческого музея Ялтинского,Херсонесского, Керченского музеев были-описаны и атрибутированы автором в ходе работы. Привлекались отчеты об археологических раскопках и.- материалы архивов: Государственного архива Республики Крым, музейных и городских архивов.Здесь удалось налги описания . сосудов, безвозвратно утраченных'в годы войны или отправленных в Германию.
Практическая значимость работы. Собранный материал, а также результаты проведенных исследовании могут найти применение при определении краснОцД'їгуркоп керамики . п в. до н.э.,нвходшлои при раскопка;-: античных памятников и хранящейся з музейных коллекциях, при подготовке спецкурсов,"написании'популярных работ, разработке-: экскурсии и тематика экспозиционных планов музеев.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех . . глаз,заключения,приложений и иллюстраций.